Учеба по-иному

На площадке школы № 19 города Иркутска реализуется уникальный проект конвергентного обучения
Дмитрий Бердников: «Проект конвергентного образования — проект, безусловно, очень важный и нужный. Он нацелен не просто на обучение, но и на формирование у ребятишек иного, более целостного представления об окружающем мире».
Дмитрий Бердников: «Проект конвергентного образования — проект, безусловно, очень важный и нужный. Он нацелен не просто на обучение, но и на формирование у ребятишек иного, более целостного представления об окружающем мире».

Занятия робототехникой и конструированием, настоящая проектная работа, погружение в университетскую среду — в этом году на базе 19-й школы совместно с ИРНИТУ был создан необычный конвергентный класс, где учатся 30 ребятишек, отобранных из разных школ города Иркутска. Цель — подготовка специалистов широкого профиля с нестандартным мышлением. Специалистов, способных на разработку принципиально новых природоподобных технологий.

Новая школа, новые технологии

Неслучайно в минувший вторник именно на базе 19-й школы прошло заседание правления ассоциации выпускников ИРНИТУ под председательством мэра Дмитрия Бердникова. Главной темой разговора стали профильное обучение и новые образовательные возможности для школьников. В чем плюсы ранней профориентации и каков главный принцип конвергентного обучения — об этом и многом другом говорили участники заседания, на котором присутствовали и преподаватели иркутских школ, и руководители крупных корпораций и предприятий области.

Заседанию предшествовала мини-экскурсия. Планетарий, конференц-зал, профильные кабинеты, оснащенные современным демонстративным и лабораторным оборудованием, — напомним, что новое здание школы № 19 открылось два месяца назад. В числе его знаковых отличий — максимально комфортные условия обучения, применение новейших инновационных технологий.

В ходе краткой ознакомительной прогулки гости оценили и просторные школьные коридоры с ярким необычным дизайном, и большую столовую, и бассейн с двумя чашами. Заглянула делегация и в светлые учебные аудитории, укомплектованные мультимедийным оборудованием, где занимается, в частности, и тот самый 8 «К» — необычный конвергентный класс с принципиально иным подходом к обучению.

О серьезном подходе к образовательному проекту говорят в том числе и финансовые вложения. Только на приобретение цифровых лабораторий для занятий физикой, химией, географией было потрачено 18 млн рублей.

Что за класс?

Конкурсный отбор учеников 8 «К» был проведен еще весной прошлого года. Интеллектуальный потенциал претендентов-семиклассников оценивался с позиции не формальных знаний, а таких критериев, как эрудиция, мотивация, склонность к проектной деятельности и нестандартному мышлению.

В чем принципиальное отличие конвергентного обучения и что такое природоподобные технологии, участникам заседания пояснил первый докладчик — руководитель центра довузовской профориентации ИРНИТУ Петр Великоруссов. Так, по его словам, одна из задач конвергентного подхода — это формирование восприятия мира как единого целого. Отсюда и создание междисциплинарной образовательной среды, стирающей границы между школьными предметами.

— Неслучайно самые удивительные и прорывные открытия последних лет происходят на стыке разных наук — к примеру, физики и медицины, информатики и биологии, — пояснил Петр Великоруссов. — Главная цель, которую преследует конвергентное образование, — подготовка специалистов нового типа, способных к разработке природоподобных технологий, технологий, за которыми стоит будущее.

В подтверждение своих слов Петр Великоруссов привел пример:

— Человеческий мозг потребляет 10 ватт электроэнергии, суперкомпьютер потребляет сильно больше. При этом их производительность примерно одинакова. Соответственно, если когда-нибудь мы создадим технологию по подобию человеческого мозга, то есть природоподобную, мы выйдем на стратегически новый ресурсосберегающий уровень.

А пока, по словам Петра Великоруссова, даже запрос в поисковую систему из разряда «окей, гугл» с вопросом о погоде вызывает общий расход электроэнергии, которую тратят телефон, сотовая вышка, сервера и так далее, достаточный для того, чтобы вскипятить литр воды. А ресурсы, между тем, как известно, конечны.

Школа — вуз — предприятие

На площадках ряда школ конвергентный подход к обучению сейчас активно применяется в Москве и Санкт-Петербурге. Для Иркутска такой проект уникален.

— Когда в марте текущего года была озвучена идея реализации программы конвергентного обучения на базе 19-й школы, у многих она вызвала недоверие, — отметил в свою очередь мэр Дмитрий Бердников. — Но вместе с ИРНИТУ, за что ему огромное спасибо, мы этот проект взялись реализовывать и уже успели получить высокую оценку от Министерства просвещения РФ. Отметив нашу мобильность, один из высоких чиновников заметил, что пока еще не все губернаторы могут даже выговорить слово «конвергентный». А мы, иркутяне, уже реализовываем проект.

Умение подходить к решению поставленных задач с позиции разных наук — вот одна из целей такого обучения. Отсюда и формирование учебной программы, которая включает в себя и настоящие проектные работы, и лабораторные исследования, и погружение в университетскую среду — один день в неделю ребята занимаются в ИРНИТУ. Предполагается, что уже через пару лет дети будут обучаться непосредственно на производствах, заинтересованных в подготовке таких специалистов.

К слову, в ходе заседания представители ряда крупных предприятий, в частности Иркутского авиазавода, компании «Иркутск-

энерго» и РУСАЛа, свою заинтересованность подтвердили — да, в таких кадрах они нуждаются. Плюс поделились и собственным опытом в части реализации программ по ранней профориентации. Ведь если проект конвергентного образования для Иркутска в новинку, то опыт профильного обучения у города есть.

— Эффективное взаимодействие с департаментом образования, вузами и потенциальными работодателями позволяет нам скооперировать усилия по обеспечению качественного непрерывного образования по системе «Школа — вуз — предприятие», — отметил, в частности, Дмитрий Бердников. — Для нас, для Иркутска, я считаю, это важно.

Сейчас на площадках ряда учебных заведений работают профильные классы, нацеленные на подготовку кадров для авиастроительной корпорации «Иркут», для предприятий энергетического и алюминиевого комплексов. Работают на разных условиях и с разной степенью эффективности. По итогам выступления докладчиков и обсуждения перспектив дальнейшего сотрудничества Дмитрий Бердников выступил с предложением рассмотреть возможность создания на площадке ИРНИТУ единого комплекса кванториумов, где школьники могли бы познакомиться со спецификой предприятий, с конкретными профессиями.

— Познакомиться интересно, ненавязчиво, без давления, с применением современных информационных технологий, — пояснил мэр города, приведя в пример опыт ВСЖД, не так давно открывшей на территории детской железной дороги специализированный технопарк.

И преподавателей, и представителей бизнеса такая идея заинтересовала.

— Предложение, я считаю, весьма перспективное, — отметил в свою очередь Сергей Дубровин, член правления ассоциации выпускников ИРНИТУ. — Наши дети умные, увлекающиеся, и если их вовремя подтолкнуть, заинтересовать, это может дать очень хороший эффект.