У истоков хорошего вкуса

В Приангарье прошла II российская детская фольклорная ассамблея «На Байкале»

Детская фольклорная ассамблея — явление новое и редкое даже в масштабах страны. Более ста юных исполнителей народной музыки из Иркутской области, Республики Бурятия и Красноярского края собрались вместе, чтобы показать старинные обряды своих народов, спеть и станцевать, как это делали еще их деды и прадеды. 

Грандиозное событие

— Ой, у нас много любимых песен! — восклицают в ответ на вопрос подружки — Дарья Кузина и Виктория Ершова. — «Матрена», «Варенька», «Говорушки говорят» — такие веселые! Когда их поешь, чувствуешь себя… свободно! А еще нам костюмы нравятся — очень красивые!

Даша и Вика живут в Байкальске, занимаются в детском образцовом ансамбле «Звонница». Первой, говорят, пришла Даша, а потом и Вику с собой позвала. Теперь у них нет свободного времени, о компьютерах забыли — после школы сразу бегут на репетицию. Параллельно девчонки учатся играть на классических гитарах. О своем выборе, который они сделали сознательно (в школе искусств им предлагали попробовать себя и в эстрадном пении), ничуть не жалеют. Плясать в сарафанах и кокошниках сегодня почти модно, так что одноклассники им даже немного завидуют.

— В нашем коллективе 26 человек, — рассказывает руководитель «Звонницы» Ольга Нарожная. — Правда, народного отделения в школе нет. Дети приходят учиться играть на инструментах — фортепиано, гитаре, флейте; изучают сольфеджио. Когда в 2003 году у нас решили организовать хор, мне пришлось получить второе образование в Восточно-Сибирской академии культуры в Улан-Удэ, на факультете народного искусства. И сейчас я понимаю, что занимаюсь именно своим делом. Честно, обожаю свою работу! Мы ведь не только песни поем. Мы изучаем обряды — на Троицу, Рождество, Ивана Купала, учим народные игры. Увы, некоторые дети даже не знают, что такое «ручеек»! И это надо срочно исправлять.

С этим мнением согласна и руководитель коллектива из поселка Большая Речка Светлана Аскарова:

— Я слышала такое выражение: «Не красота спасет мир, а народная культура». Это правда! Вот у нас в «Забаве» дети отличаются от своих сверстников. От них слова грубого не услышишь, старшим всегда помогают, за чистотой следят… А самое интересное — дети жаждут у нас заниматься. У нас самый массовый кружок в Иркутском районе!

Казалось бы, чему тут удивляться: за 20 лет своего существования (в этом году «Забава» отмечает юбилей) участники коллектива дважды побывали в Пекине, Москве, были в Абхазии, ездили в Сочи. Немногие дети из деревни могут похвастаться подобной географией, вот и растет количество желающих петь и плясать в русских народных костюмах. Но на самом деле, уверены организаторы детской фольклорной ассамблеи, суть явления намного глубже.

— Знакомство с народной культурой — это воспитание вкуса, — говорит Елена Дмитриева, директор Иркутского областного Дома народного творчества. — Наши предки оставили нам в наследство немало великих образцов фольклора. Приобщая детей к этому богатству, мы передаем им лучшее, дарим возможность искренне гордиться своей страной, ее культурой. Если не привить эту любовь с детства, потом уже не получится. То, что мы сейчас видим на многих сценах страны, я лично называю бормотухой. Ряженые, которые якобы поют русские песни, на самом деле льют нам в уши типичную попсу — безвкусную, бездарную. Она не имеет ничего общего с исконной народной культурой. Между тем человека с хорошим вкусом потом сложнее обмануть, предать, заставить свернуть с верной дорожки.

Вот и скромное количество участников (106 детей и 8 коллективов) на ассамблее объясняется просто: это по-настоящему высокий уровень. Все здесь, начиная с костюмов и заканчивая партитурами, подлинное.

— Конечно, заниматься этим сложно, — говорит Елена Дмитриева, — потому что это и научная работа, и постоянный поиск нового материала, изучение этнографии. К тому же руководителям надо подобрать детский репертуар. И научить детей петь. Именно поэтому встреча таких коллективов — событие поистине грандиозное.

Возвращение к истокам

— Детская фольклорная ассамблея — конкурс достаточно молодой, — рассказывает московский гость и член жюри Петр Сорокин. — Впервые он прошел в Москве в 2006 году и был посвящен 35-летию начала фольклорного движения в стране.
Петр Алексеевич Сорокин — заведующий отделом фольклора Российского государственного Дома народного творчества, профессор Московского государственного института культуры и лауреат премии правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества в РФ. Руководил одним из первых в стране детским фольклорным коллективом и работал в Большом детском хоре Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Можно смело сказать, что возрождение народного творчества проходило не только у него на глазах, но и с его подачи.

— Сейчас уже привычно видеть на городских и сельских праздниках детские народные коллективы, а в 70—80-х годах это было новое явление, — вспоминает Петр Алексеевич. — Помню, как в 1983 году я делал свои первые передачи на радио, и тогда даже нельзя было говорить, что празднуют, например, Масленицу. Говорили только: проводы русской зимы. А чтобы дети пели свадебные песни — это и вовсе чуть ли не преступлением считалось. Сегодня возвращение к истокам идет полным ходом. И этому можно только радоваться.

Начиная с 80-х годов прошлого века интерес к народному творчеству стремительно развивается. Стали появляться первые специалисты, выросли масштабы собирательской работы. Фольклористы из разных регионов начали проводить этнографические, фольклорные экспедиции, в результате которых на поверхность вышли большие пласты неизвестных до этого песен. В печати стали появляться первые публикации. Росло число самодеятельных коллективов среди старшего поколения, в то время как детские народные коллективы долгое время исчислялись единицами.

— А ведь именно это направление комплексно развивает ребенка, — отмечает Петр Алексеевич. — Народное пение заключает особый заряд и энергию, связано с движением. Народные исполнители зачастую проявляют себя как актеры — в танцах и обрядах много элементов игры. Как показала практика, все это оказалось весьма полезным для детей. В том числе и в плане развития вокальных данных, поскольку фольклорные мотивы обладают особым сочетанием мелодий. В результате появились учебники по сольфеджио на основе народной музыки.

Сегодня в стране мало поселков, где не занимаются фольклором. Есть даже специализированные школы фольклорной традиционной культуры. В городе Череповце Вологодской области, например, даже изучают приемы русского рукопашного боя. Вырос интерес к народным инструментам, в отдельных музыкальных школах стали обучать игре на гармони, гуслях, рожках, жалейках, свирелях.

В Приангарье российская детская фольклорная ассамблея «На Байкале» проходит во второй раз (первый был в 2013 году). С самого своего появления фестиваль проводится регулярно в Великом Новгороде, а параллельно в еще одном городе отдаленного региона. В Сибири чередуются Иркутск и Томск, а Великий Новгород уступает свое место Москве.

— На этот раз было представлено не так много регионов и городов, как хотелось бы, —сокрушается Петр Сорокин, — однако даже в таком масштабе событие не теряет актуальности. Ведь если встречаются коллективы соседних районов — это уже хорошо. Идут учеба, сравнение разных школ, методов работы, налаживание творческих связей, обмен новинками. Всегда интересно слышать варианты песен, которые ты уже знаешь. Например, раньше слышал песню как подвижную, а тут она в задумчивом, распевном варианте. Такова специфика нашего фольклора — вариативность. И главное — великое разнообразие песен для детей разного возраста, разного уровня сложности.

Народы разные, а культура похожая

Отдельный разговор — это, конечно же, репертуар. Как отмечает председатель жюри, участники ассамблеи «На Байкале» показали номера, выполненные в самых разных жанрах. Это устный и музыкально-песенный фольклор, инструментальная музыка и фрагменты народных праздников, обрядов, образцы традиционной хореографии и национальные игры. Особенно достойно одобрения то, что большая часть записей сделана именно в Сибирском регионе или даже в отдельных районах Иркутской области.

— Когда используют собственные партитуры и наигрыши, — замечает Петр Сорокин, — это придает особую подлинность любому исполнению, и детскому, и взрослому. Костюмы тоже важны. Особое раздражение вызывает, например, когда коллектив поет подлинный репертуар, а костюмы — аляповатые, с несуразной аппликацией. Или наоборот: костюмы по подлинным образцам, а то, что показывают, клюква. Должна быть мера вкуса. Радует, что ансамбли из Иркутска показали добротный, ровный уровень. Среди таких, например, ансамбль народной песни и танца «Родничок» из города Иркутска. Ежегодно, в течение 15 лет, коллектив выезжает в экспедиции по деревням Иркутского района, где детей погружают в атмосферу народных песен и игры прямо на месте.

— Кто-то поет песни Средней полосы России, а мы — только те, что связаны с казачьим бытом Приангарья, — рассказывает художественный руководитель «Родничка» Татьяна Крашенинникова. — Погружаемся в фольклор, который бытует именно у нас на территории. Мы ведь и живем здесь благодаря казакам — Ермаку Тимофеевичу, Якову Похабову. Потому наш выбор — казачья культура. Кроме того, казаки — защитники границ, и в таком мировоззрении, как будущие защитники Отечества, воспитываются наши ребята.

Столичные гости отметили также фольклорный ансамбль из Саянска «Млада», который показал фрагмент троицкого гулянья.

— Мы привезли обряд «Семик Троица» — девичий праздник, — делится руководитель ансамбля Наталья Нефедьева. — Это такие зеленые Святки, когда в четверг перед Троицей девушки идут в лес. Там они наряжают березку и кумятся — обмениваются украшениями, клянутся друг другу в вечной дружбе, водят хороводы. Этот обряд я помню из детства. Я выросла в селе Онот Черемховского района, и там мы всегда выезжали в лес. Уже получив образование, я воссоздала этот и другие обряды.

Трепетное отношение к родным традициям показали бурятские коллективы — студия танца «Тохорюун» ( «Журавли», в переводе на русский) из поселка Усть-Ордынского и народный коллектив «Обусинские напевы» из Осинского района.

— «Обусинские напевы» замечательно показали обрядовый фрагмент Сметанного праздника, — с восхищением заметил Петр Сорокин. — Это была сценка настоящего народного праздника, причем дети прекрасно сыграли свои роли беседующих, спорящих гостей, показали фрагменты национальной борьбы. А «хозяйка» весьма убедительно украшала себя шкурками соболей.

В то же время дети из «Тохорюуна», без сомнения, полюбились и всем зрителям — настолько зажигательно и непосредственно исполнили свой вариант ёхора малыши в возрасте от 5 до 9 лет.

— Это очень важно — насколько дети свободно ведут себя на сцене, — говорит руководитель Усть-Ордынской студии танца Светлана Банзаракцаева, — насколько они через себя все пропускают, верят ли они тому, что делают. Это сразу заметно. Ну и, конечно, техника, синхронность, выдерживается ли рисунок. При этом я много своего добавляю — стилистику, рисунок. Однажды наш коллектив станцевал на Сабантуе, потом смотрю — мои стилизованные движения уже переняли деревенские. Еще я собираю много ёхорных движений — только у нас в районе их 28 разновидностей!

Светлана Банзаракцаева отмечает также, что основу их репертуара составляют танцы многих народов мира, в том числе калмыцкие, монгольские, корейские. Это позволяет детям увидеть, что в разных культурах много общего — та же любовь к природе, земле, воспевание красоты.

Взаимное притяжение

Всеобщий интерес привлекли гости из Красноярска — семейный самодеятельный коллектив «Пимочки», который состоит из пяти семей. На байкальский берег, правда, приехала лишь самая маленькая часть из них — Ирина Санаева и ее сын Григорий Фоминых.

— Когда сын маленький был, я пришла в клуб рядом с домом и говорю: «Давайте сделаем ансамбль!» — рассказывает Ирина. — Нам выделили дневное время, когда посещать занятия могли только мамочки с маленькими детьми. Тогда мы стали заниматься ранним развитием на фольклорном материале. Потом и мамы захотели петь. Так у нас и образовался ансамбль.

Сегодня Григорий играет на старинном инструменте западных украинцев, белорусов и западных областей России — колесной лире. Ее сделали мастера из города Бородино Красноярского края. Основу лиры составляет корпус семиструнной гитары, которая дополнена деревянными клавишами. Звук, который издает лира, нельзя ни с чем сравнить, но и забыть его тоже невозможно.

— Репертуар мы подбираем соответствующий, — говорит Ирина, — из краев, откуда родом инструмент. Поем духовные песни на религиозные темы. Надо отметить, что Григорию всего 12 лет, однако он легко поет песни на белорусском языке и гуцульском диалекте украинского языка. И не просто запоминает, но и понимает, о чем они.

Этот момент, отметил и Петр Сорокин, действительно очень важен.

— Мы, члены жюри, тоже ведь зрители, — признался гость из столицы. — То, как артисты подают себя в эмоциональном плане, насколько осознано они это делают, всегда находит отклик в душах. И тогда становятся неважны мелкие недостатки, на первый план выходят эмоции. Безусловно, лучшим исполнителем нынче была 10-летняя Арина Петрович из Братска. Она спела лирическую песню, что в принципе сложно дается детям — слишком мало они еще прожили, мало горя и радости испытали. Но Арина так спела «Ты взойди, взойди, солнце красное», что не осталось никакого сомнения — она делает это осознанно. Каждое слово, интонация — все это было подано с чувством, с переживаниями. Безусловно, это привлекает внимание слушателей, после чего возникает взаимное притяжение.

Интересно, что способности Арины были открыты совершенно неожиданно. Как рассказала ее мама Анна, в детстве дочь сильно болела. Врачи рекомендовали заняться пением, чтобы разрабатывать легкие. И Анна отвела дочь в ансамбль «Купельки».

— Мы пришли просто попеть, — улыбается Анна, — а оказалось, что у Арины талант. Фольклорное направление — это был мой выбор, но, как оказалось, именно это пришлось очень кстати. Арина даже по внешности очень походит на русскую красавицу: русая, круглолицая. И сейчас ей самой это очень нравится. Она изменилась — стала более открытой, у нее появилось много друзей. Мы уже ездили с ней выступать в Санкт-Петербург, Сочи. В декабре этого года даже были на президентской елке в Кремле.

Не удивительно, что именно Арина Петрович получила Гран-при фестиваля. Лауреатом I степени среди исполнителей стал гармонист-виртуоз Артем Уразовский из Усолья-Сибирского. Диплом II степени получил Григорий Фоминых.

Лауреатами I степени среди коллективов стали «Обусинские напевы» и ансамбль русской народной песни «Млада»; лауреатами II степени — студия танца «Тохорюун»; также лауреатами II степени признали народный фольклорный ансамбль «Забава», а лауреатами III степени — дуэт ансамбля «Задоринки» и детский образцовый ансамбль «Звонница».