Туризм: консультация адвоката

Адвокат Юлия Гуркова

Адвокат Юлия Гуркова отвечает на вопросы жителей Иркутска.

  • В моем договоре с турфирмой указано, что я могу предъявить претензии только в течение 20 дней с момента окончания тура. Я уже пропустила этот срок. Получается, я уже потеряла право на предъявление каких-то претензий по поводу испорченного отпуска?

Если турист недоволен качеством оказанной ему услуги, он вправе предъявить турагенту (туроператору) претензию в течение 20 дней со дня окончания действия договора. Это прописано в статье 10 Закона о туризме. По соглашению сторон срок предъявления претензии может быть увеличен (п. 4 письма Роспотребнадзора от 31 августа 2007 г. № 0100/8935-07-32). Но учтите: этот срок не может быть уменьшен.

Если турист нарушил сроки предъявления претензии, это считается нарушением условий договора, заключенного между туристом и турагентом (туроператором). Но то, что турист предъявил претензию несвоевременно, не освобождает турфирму от обязанности ответить на нее. Мало того, это не лишает туриста права обратиться в суд. Ведь, согласно гражданскому законодательству, окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (п. 4 ст. 425 Гражданского кодекса РФ). При этом общий срок исковой давности составляет 3 года (ст. 196 Гражданского кодекса РФ).

Надо отметить, что предъявление туристом претензии турагенту (туроператору) является обязательной досудебной процедурой урегулирования спора. Если турист не станет предъявлять претензию турфирме, а сразу обратится в суд, исковое заявление у него могут не принять (ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ).

  • Имею ли я право на возврат уплаченных денег за неиспользованный перелет чартерным рейсом?

— Обращаясь к туроператору в таких случаях, потребитель-турист, как правило, получает отрицательный ответ со ссылкой на условия специального чартерного тарифа, который в случае отказа пассажира от перевозки по любым причинам не предусматривает денежной компенсации за неиспользованную авиационную перевозку.

Указанный ответ нельзя признать законным и обоснованным, поскольку противоречит действующему российскому законодательству, а именно положению статьи 108 Воздушного кодекса российской Федерации. Согласно статье 108 ВК РФ, пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку. При этом законодательство не делает различий и не устанавливает особые правила для потребителя в случае осуществления перевозки пассажиров чартерными рейсами.

Следовательно, соответствующие условия договора могут быть признаны судом недействительными как ущемляющие права потребителей, а данный ответ на претензию потребителя станет основанием для применения судом неустойки за несвоевременное удовлетворение требований потребителя и наложения штрафа в пользу потребителя.

baikalpress_id:  95 857