Трудовик? Женщина!

В школе поселка Белореченского уже больше 30 лет трудовиком работает Александра Тютрина

Александра Ивановна вдребезги разбивает образ учителя-трудовика, обучая мальчишек самым что ни на есть мужским занятиям — работе с молотком, рашпилем и рубанком; помогает освоить электролобзик и разобраться с устройством сельхозтехники, показывает основы обработки дерева и металла. Многочисленные изделия, которые украшают стены ее мастерских, дают понять, что дети не просто приобретают на ее уроках необходимые навыки, но и применяют их в жизни с большой охотой и творчеством.

— Всему меня научил отец, — говорит Александра Ивановна. — Вместе с ним мы делали буквально все — даже печи клали и теплицы строили. Да, физически это было непросто, но я справлялась. Не знаю почему, но папа поощрял мою тягу к мужским занятиям. Когда мне исполнилось 12 лет, он купил мне мопед. На 18-летие подарил мотоцикл (я, кстати, ловко ездила, даже, бывало, убегала от милиции). А когда в 25 лет вышла замуж — подарил мне машину.

— Мне всегда хотелось быть педагогом, — вспоминает Александра Ивановна. — Возможно, просто везло: мои школьные учителя были замечательными людьми, хотелось походить на них. Так что над выбором профессии я особо не раздумывала и никогда в дальнейшем о принятом решении не жалела.

Вот так в 1969 году после окончания педагогического училища Александра Тютрина стала школьным учителем, а в конце 70-х вместе с мужем и двумя детьми переехала в Белореченское — поселок тогда как раз только строился, школе нужны были учителя.

— Пришла в школу учителем начальных классов, довела первоклашек до конца начальной школы, а дальше получилось интересно, — смеется Александра Ивановна. — Я всегда говорю, что у настоящей учительницы муж должен быть золотым. Работа ведь эта круглосуточная: полдня в школе, потом классные часы, различные поездки… А дома — тетради, планы… Не каждый супруг это выдержит, и часто учительские семьи распадаются. Вот и мой муж тогда мне сказал: «Я уже забыл, как выглядит твое лицо, вижу только затылок...» Однажды сгоряча даже раскидал все ученические тетради, которые я проверяла. В итоге поставил условие — или я, или школа! И тут как раз вовремя в нашей школе освободилась ставка учителя труда. Я пришла домой и сказала мужу: «Гена, радуйся — тетрадок больше не будет!»

Вот так Александра Ивановна Тютрина окончательно и бесповоротно стала трудовиком (сейчас это называется «преподаватель технологии»).

— Как правило, женщины-трудовики учат мальчишек только рукоделию, — говорит Александра Ивановна. — Это тоже хорошее дело, но ведь понятно, что ребята должны уметь делать и мужскую работу! У меня с этим проблем нет. Я умею и с рубанком обходиться, и с молотком, и с киянкой. Мы на уроках крючки делали, болты на станках точили.

Став учителем, сама первое время разрабатывала программы, чтобы дети хоть чему-нибудь научились. Тогда же было принято решение получить высшее образование, и в соответствии с выбранным предметом Александра Ивановна Тютрина поступила в Иркутский педагогический институт на общетехнический факультет. Вместе с однокурсниками, среди которых были преимущественно мужчины, изучала физику, машинные механизмы, сопромат, сельхозтехнику. Сегодня полученные знания постоянно находят применение на практике. Так недавно в Белореченской школе открылся агрокласс, и Александра Ивановна со знанием дела рассказывает ученикам о строении комбайнов, сеялок и прочих агрегатов.

— Мальчишек учить сложнее, — считает Александра Тютрина, — но интереснее. Чтобы чему-то их научить, приходится постоянно что-то придумывать. Ребята постарше, конечно, проверяют меня иногда на прочность — мол, что вы можете, вы же женщина… Тогда я им гайки закручиваю во всех смыслах потуже, и они понимают: не на того нарвались. И уже охотно следуют всем указаниям.

На уроках мальчишки делают много полезных в быту вещей — швабры, разделочные доски, толкушки. Из металла (в основном из жести) игрушки делают, совки, лопаты, грабли...

— Дети по своей натуре любознательные, всегда горят желанием что-то сделать, — уверена учительница. — Я часто слышу: вот бы все уроки были уроками технологии! Те классы, что не попали ко мне, постоянно заглядывают и жалуются мне — почему нас не взяли? Это и понятно: мальчик должен уметь хотя бы гвоздь вбить, а кто их этому научит?

Сама Александра Ивановна в быту — женщина вполне самостоятельная. Сколотить ящик, наладить столешницу, кран-буксу поменять, починить телевизор — все это она делает без посторонней помощи. Так даже легче, признается, не надо никого просить.

И эту уверенность она передает ученикам. Не хуже любого мужчины она учит главному — быть настоящим хозяином своего дома.

Мне всегда хотелось быть педагогом. Возможно, просто везло: мои школьные учителя были замечательными людьми, хотелось походить на них.

Иллюстрации: 

Мы встретились с Александрой Ивановной Тютриной, преподавателем труда Белореченской средней школы, в разгар учебного дня. Разговор, несмотря на то что педагогу периодически приходилось отвлекаться, чтобы помогать ученикам то выпиливать деревянную указку на одном уроке, то мастерить жестяные уголки на другом, получился потрясающе интересным
Мы встретились с Александрой Ивановной Тютриной, преподавателем труда Белореченской средней школы, в разгар учебного дня. Разговор, несмотря на то что педагогу периодически приходилось отвлекаться, чтобы помогать ученикам то выпиливать деревянную указку на одном уроке, то мастерить жестяные уголки на другом, получился потрясающе интересным