Транспортное будущее Иркутска

Реализация дорожных проектов требует участия всех ветвей власти

С каждым годом столица Приангарья все больше задыхается от пробок. Иркутяне и гости города практически ежедневно становятся пленниками многокилометровых автомобильных заторов, теряя драгоценное время. Как разгрузить дорожные артерии города? Поиску ответа на этот вопрос было посвящено совещание в мэрии Иркутска, организованное по инициативе депутата Государственной думы РФ Сергея Тена.

Точечное решение

Встреча прошла при участии вице-мэра Ивана Носкова, заместителя министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Евгения Липатова, главного архитектора города Сергея Александрова, заместителя председателя комитета городского обустройства — начальника департамента дорожной деятельности Михаила Малыхина. Предметом обсуждения стали темы по развитию транспортной инфраструктуры областного центра, приоритетность и перспективы возведения дорожных объектов, новые возможности реализации проектов по развитию дорожной инфраструктуры с участием бизнеса.

В своем выступлении Сергей Тен подчеркнул, что при распределении средств из областного дорожного фонда Иркутску должно перечисляться больше средств на развитие транспортной инфраструктуры. Потому что областной центр — это визитная карточка региона, где сосредоточена деловая жизнь и расположены многие логистические центры.

— Сегодня есть обязательства субъекта РФ не менее 10% от акцизов перечислять в муниципальные дорожные фонды. На столичные функции Иркутску дополнительно выделяется 0,2 процента. Этих средств катастрофически мало! По сути, мэрия сегодня вынуждена заниматься поддержанием существующей сети дорог, но это, так сказать, «точечное» решение транспортных проблем.

Денег будет меньше

Еще одна проблема, которую обозначил Сергей Тен: в Иркутске разработаны проекты развития улично-дорожной сети, в ценах разных лет, на 16 млрд рублей.

— Вы прекрасно понимаете ситуацию в стране, сложности в экономике, поэтому рассчитывать на появление этих денег в ближайшие годы не приходится, — констатировал депутат Госдумы. — Необходимо актуализировать проекты и выстроить приоритеты.

И действительно тенденция по сокращению финансирования налицо. В перспективе будет происходить снижение доходов дорожного фонда, соответственно в разы упадут и отчисления.

На строительство дорог и капитальный ремонт Иркутск в 2015 году получил 221 млн рублей, в 2016 году запланировано 160 млн рублей, а в 2017-м и 2018 году предусмотрено 67,3 млн и 87,3 млн рублей соответственно.

— Конечно, тот факт, что сегодня в областном центре реализуются проекты по развязкам, Маратовской и Покровской, — это замечательно. Но без крупных строек — вылетных магистралей и новых дорог — невозможно решить проблему транспортного коллапса, — уверен Сергей Тен.

В подтверждение своих слов депутат обрисовал ситуацию на дорогах Иркутска, взяв в качестве примера произвольный рабочий день 1 февраля. Утром пробка в 3,5 километра на улице Декабрьских Событий, от Пискунова до Рабочей, продержалась больше двух часов. Вечером пробка от улицы Кошевого до Маратовского кольца заняла полтора часа, а на улице Советской, от улицы Ширямова до улицы Можайского, — семь с половиной! Добавим, что это далеко не самый фатальный с точки зрения транспортного движения день: перед праздниками и в снегопад пробки выглядят куда серьезнее.

— Администрация города собственными силами проблему не решит, нужно объединять усилия с областной властью, — поделился своим мнением Сергей Тен. — Как депутат Госдумы я готов бороться за привлечение федеральных средств в Иркутск.

Иркутское транспортное кольцо

Депутат напомнил всем участникам совещания, как в гораздо более тяжелом, кризисном 1997 году началось проектирование ныне действующего Академического моста. Из-за недостатка финансирования сроки ввода в эксплуатацию неоднократно откладывались. Но, несмотря на все сложности, мост был построен в 2007 году, а потом еще 6 лет строились подходы и развязки. В итоге в 2013 году у жителей Иркутска появился новый мостовой переход и новые возможности для более быстрого и комфортного перемещения между районами города, расположенными на разных берегах реки Ангары.

— Все это состоялось благодаря объединению сил губернатора Юрия Ножикова и мэра Иркутска Бориса Говорина, работе депутата Госдумы Юрия Тена, — подчеркнул парламентарий.

В целом депутат Госдумы поддерживает основные направления развития транспортной сети города, над которыми сегодня ведется работа в администрации Иркутска.

В частности, в перспективе планируется создать скоростную магистраль — так называемое транспортное кольцо, движение по которому будет непрерывным: от объездной Первомайский — Университетский до объездной Ново-Ленино. Проект также предусматривает одновременную связку федеральных автодорог Р-258 «Байкал» и Р-255 «Сибирь».

— Сегодня чрезвычайно важно четко расставить приоритеты реализации проектов, предусмотренных генеральным планом. Необходима понятная методика отбора проектов, основанная на моделировании транспортных потоков, экономической выгоде городу от их реализации. И, что не менее важно, насущных потребностей горожан, — отметил Сергей Тен.

«Готов включиться в работу»

Депутат рассказал, что сокращение средств на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры — это федеральная тенденция. Отчасти решить проблемы финансирования можно с привлечением средств инвесторов. В настоящее время органами государственной власти, в том числе и на уровне регионов, больше внимания уделяется развитию проектов в сфере дорожного хозяйства с применением принципов государственно-частного партнерства (ГЧП).

— По итогам заседания Госсовета в 2014 году президентом страны было принято решение, которое направлено на совершенствование механизма финансирования дорожной деятельности за счет использования средств, собранных с системы взимания платы «Платон», на условиях ГЧП-проектов, — отметил Сергей Тен.

В настоящее время в Росавтодор свои проекты уже представили Башкортостан, Удмуртия, Республика Коми, Пермский и Хабаровский края, а также Вологодская и Новосибирская области.

Мэрии Иркутска депутат предложил активно начать формировать актуальный перечень тех проектов и искусственных дорожных сооружений, которые целесообразно реализовать в городе на принципах государственно-частного партнерства, а также установить приоритетность их реализации.

— Готов включиться в работу по данному направлению и всячески поддержать инициативы городских властей, — резюмировал Сергей Тен. — Определенные шаги уже были сделаны. На прошедшей неделе по моему приглашению в Иркутск приезжал директор ФКУ «Дороги России» Иван Григорович. Возглавляемая им организация является подведомственной структурой Федерального дорожного агентства, призванной развивать проекты государственно-частного партнерства в сфере дорожного хозяйства.

Однако без четко проработанных проектов Иркутск и область при всем желании не смогут претендовать на дополнительные федеральные ресурсы.

Иллюстрации: 

Почти двадцать лет назад, в гораздо более тяжелом, кризисном 1997 году, в Иркутске началось проектирование ныне действующего Академического моста. Из-за недостатка финансирования сроки ввода в эксплуатацию неоднократно откладывались. Но, несмотря на все сложности, мост был построен в 2007 году, а потом еще шесть лет строились подходы и развязки. В итоге в 2013 году строительство нового мостового перехода было полностью завершено.
Почти двадцать лет назад, в гораздо более тяжелом, кризисном 1997 году, в Иркутске началось проектирование ныне действующего Академического моста. Из-за недостатка финансирования сроки ввода в эксплуатацию неоднократно откладывались. Но, несмотря на все сложности, мост был построен в 2007 году, а потом еще шесть лет строились подходы и развязки. В итоге в 2013 году строительство нового мостового перехода было полностью завершено.
Сергей Тен: «Без строительства крупных магистралей и новых дорог Иркутск не решит проблему транспортного коллапса».
Сергей Тен: «Без строительства крупных магистралей и новых дорог Иркутск не решит проблему транспортного коллапса».