Транспорт hand-made

Иркутские инженеры модернизируют троллейбусы и трамваи, экономя миллионы рублей 

Новый способ обновлять автопарк предложили муниципальные предприятия столицы Приангарья. Не имея возможности закупать у заводов дорогостоящие машины, инженеры переоборудовали уже имеющиеся. Такой вариант оказался экономичнее и рациональнее: старые трамваи больше не нужно сдавать на металлолом, им можно дать вторую жизнь, сделав к тому же удобными и энергосберегающими, а троллейбусы и вовсе снять с проводов и пустить автономно на некоторые участки маршрута. Мэра Иркутска Дмитрия Бердникова, исполняющего обязанности спикера думы Александра Ханхалаева и журналистов пригласили испытать чудо техники. 

Развивать транспорт в Иркутске необходимо, и один из способов — модернизация и укрупнение муниципальных предприятий города. Городские перевозчики надежнее частных, кроме того, они своими силами стараются улучшить автопарк. МУП «Иркутскгорэлектротранс» представил мэру Дмитрию Бердникову троллейбус № 304 с вологодского завода «Трансальфа», который может проехать до 12 километров без проводов. Изначально в машине, приобретенной в 2009 году, предусмотрена функция автономной работы, но двух аккумуляторов хватало лишь на сотню-другую метров. Этого вполне достаточно, чтобы объехать аварию или ремонтируемую дорогу. Но прогресс не стоит на месте: в Новосибирске, Братске появились «безрогие» троллейбусы. Стоят такие 12 млн руб., а иркутские инженеры решили — сделают сами, да еще подешевле. Экономия в итоге оказалась колоссальной: переделка троллейбуса обошлась в 988 тыс. рублей!

 — Два штатных аккумулятора мы заменили на 36, теперь троллейбус может проехать 12 километров без контакта с электросетью.

Главный инженер троллейбусного депо Павел Астафьев поднял крышку ящика в конце салона, где разместились чудо-батареи:

— Чтобы зарядиться, троллейбусу надо пройти три длины пути.

На этом модернизация не закончилась. На токоприемники установили пневматические приводы, благодаря которым водитель может опускать и поднимать «рога», не выходя из кабины, главное — попасть. Для этого на электролинии поместили специальные ловушки — уголки, которые направляют токоприемники.

Этот улучшенный троллейбус уже год ходит по дорогам Иркутска, но многие и не подозревают, насколько он не­обычен, — машину сделали еще прошлым летом, однако пока что она ходит по маршруту № 3, изредка сбрасывая «рога» и тестируя режим.

— Новое есть новое. По возможности мы будем приобретать современные трамваи и троллейбусы. Но модернизация — это тоже эффективный механизм, который позволит нам уже сегодня внедрять новые технологии и обновлять парк, — отметил мэр Иркутска Дмитрий Бердников. — Реализуя опыт и мастерство наших специалистов, мы можем эффективно использовать старую технику, давать ей новую жизнь. То, что мы будем развивать наш муниципальный транспорт, несомненно. Только так мы можем обеспечить нормальную, бесперебойную работу маршрутной сети города.

Менее заметные улучшения коснулись трамваев. Три энергосберегающие машины внешне мало чем отличаются от остальных, зато ехать на такой куда приятнее: идет мягче, останавливается и стартует более плавно. Но главное — экономит до 45% электричества, а когда тормозит, то даже вырабатывает энергию и отдает ее обратно в сеть, заряжая другие трамваи на линии. Переоборудование обошлось в 6 млн руб. — при стоимости такого с завода примерно 20 млн. Экономия очевидна. Постепенно так можно обновить весь автопарк, 50 из 60 иркутских трамваев сейчас нуждаются в ремонте. Благодаря поддержке администрации у них появится возможность еще долго возить пассажиров.

Иллюстрации: 

Мэр Иркутска Дмитрий Бердников и исполняющий обязанности спикера городской думы Александр Ханхалаев в числе первых проехали в автономном троллейбусе вокруг сквера имени Кирова
Мэр Иркутска Дмитрий Бердников и исполняющий обязанности спикера городской думы Александр Ханхалаев в числе первых проехали в автономном троллейбусе вокруг сквера имени Кирова
Модернизация троллейбусов обходится всего в 980 тыс. руб. и может сэкономить предприятию несколько миллионов
Модернизация троллейбусов обходится всего в 980 тыс. руб. и может сэкономить предприятию несколько миллионов
Олег Огнев, заместитель директора по организации работы трамвайного депо
Олег Огнев, заместитель директора по организации работы трамвайного депо
Два штатных аккумулятора троллейбуса инженеры МУП ИГЭТ заменили на 36
Два штатных аккумулятора троллейбуса инженеры МУП ИГЭТ заменили на 36
baikalpress_id:  103 966