Территории Иркутской области получили новый импульс развития

1 сентября в Якутии было сварено начальное — золотое — звено газопровода «Сила Сибири», по которому будет отправляться в Китай голубое топливо с российских газовых месторождений. Попутно на востоке нашей страны будут газифицировать населенные пункты, строить новые производства.

В Иркутской области большинство привыкло связывать этот проект с планируемой активной промышленной разработкой Ковыкты, однако и на данном этапе Прибайкалье уже активно вовлекается в масштабный проект. В частности, транспортные и логистические компании уже получили крупные заказы, связанные со строительством газотранспортной системы «Сила Сибири». Так, созданы новые рабочие места на железной дороге, в речном флоте, на портовых предприятиях, где, соответственно, стали увеличиваться и налоговые отчисления в бюджеты. О том, какие преференции от проекта уже получают территории, — в нашем материале.

С июня в Усть-Куте стояла горячая пора. И связана она была не только с жарким летом. Ежесуточно сюда приходили железнодорожные составы с грузом, который предназначался для переправки в Якутию, к месту, откуда стартовало строительство газопровода «Сила Сибири». Главная ценность — трубы. Их изготовили на Челябинском трубопрокатном заводе. Требования газовиков были очень жесткие, ведь магистральные сети пройдут по территориям со сложными геологическими и природно-климатическими условиями. А значит, и проводящие системы должны обладать повышенной деформационной способностью и сохранять работоспособность даже на участках с сейсмичностью свыше восьми баллов.

Уральцы в итоге изготовили особые трубы — из хладостойкой стали марки К60 с наружным антикоррозионным и внутренним гладкостным покрытием. Их диаметр 1420 миллиметров, толщина стенок 21,7 миллиметра. Рассчитаны эти изделия на рабочее давление до 100 атмосфер.

Сначала трубопрокатчики поставили в Якутию четыре большие трубы для сварки «золотого» стыка газопровода — те самые, на которых 1 сентября расписались президент РФ Владимир Путин, председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и заместитель премьера госсовета Китая Чжан Гаоли. А затем, к концу августа, челябинские белые металлурги, которые без ложного пиетета называют проект «Сила Сибири» спасением отрасли, отгрузили на восток страны 10 тысяч тонн трубы.

«Для этого пришлось дополнительно задействовать 270 железнодорожных трубовозов. Общий объем партии, согласно выигранному в июне 2013 года тендеру, составит более 30 000 тонн. Отгрузка оставшейся части состоится в сентябре-октябре текущего года», —сообщает пресс-служба ЧТПЗ.

В Осетрово-Ленском транспортном узле к проекту готовились загодя. Так, в Усть-Куте начал работу единый логистический оператор проекта «Сила Сибири», координирующий действия всех участников перевозок.

Также было принято решение возобновить работу станции Портовой, которая ранее была демонтирована из-за снижения объема поставок.

«Сейчас восстанавливаются демонтированные ранее пути, создаются дополнительные локомотивные бригады, — комментирует мэр Усть-Кутского района Владимир Сенин. —Уже сейчас через Осетровский ЛДК помимо трубы отгружено по реке только порядка 15 тысяч тонн железобетонных изделий. Мы ожидаем до конца навигации дополнительные объемы грузов, которые либо поступят на хранение, либо, если сочтут нужным структуры Газпрома, будут направлены в Якутию по зимнику.

Нельзя забывать, что суммарно на нужды строительства «Силы Сибири» может пойти до миллиона тонн груза. С увеличением объемов будут задействованы различные предприятия нашего транспортного узла, которые будут обеспечены серьезными заказами лет на пять. Поэтому мы рады, что участвуем в этом масштабном проекте».

Мэр района уверен, что территория с поставленной задачей справится. В советские времена через Осетрово-Ленский транспортный узел переваливалось до двух миллионов тонн груза в год. В наши дни транспортники Усть-Кута были задействованы в таком крупном проекте, как строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.

«Когда у нас шла труба ВСТО, несколько лет назад, мы выполнили очень большой объем работ. И сейчас снова это происходит. Этим летом каждый день к нам поступало по несколько десятков вагонов с трубами для Газпрома, и надо было за сутки все это перегрузить с железнодорожных составов на суда. Народ работал хорошо, простоя вагонов не было», — говорит финансовый директор ООО «Осетровский ЛДК» Ирина Горобчук.

Если в прошлом году это транспортное предприятие за весь период переправило 800 вагонов с грузом, то только за август 2014 года здесь было разгружено 908 вагонов с одной только трубой. В связи с увеличением объемов работ ЛДК в два раза увеличил штат сотрудников. Соответственно выросли и отчисления в бюджеты по подоходному и транспортному налогам и другим платежам.

В судоходной компании «Викинг», которая непосредственно перевозит газпромовские трубы в Ленский район Якутии, тоже говорят о том, что много лет у речников не было таких заказов. «С 1993 года я здесь работаю. Но так интенсивно, как в эту навигацию, мы не работали никогда. Больше трех-четырех дней нигде не стояли. Требования по сохранности и перевозке груза нам предъявлены очень серьезные, ведь труба будет под большим давлением, ничего нельзя помять, повредить. А на Лене есть довольно сложные участки, один из них даже регулируется семафором. Поэтому мы к перевозке этого груза относимся с особой ответственностью», — рассказывает капитан судна «Викинг-7» Вадим Бычков.

Вот так проект «Сила Сибири» начинает давать свои первые результаты. Но это лишь начало, и не только для указанных здесь нескольких компании или даже всего Осетрово-Ленского транспортного узла, но и для многих других предприятий и территорий, которые так или иначе будут задействованы в осуществлении проекта «Сила Сибири».

Газпром ведет системную работу в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, реализуя государственную «Восточную газовую программу».

Перед компанией стоит стратегическая задача создать здесь современную развитую газовую инфраструктуру и объединить ее с Единой системой газоснабжения страны. Уже сформированы центры газодобычи на Сахалине и Камчатке, построена ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», ведется активная работа на месторождениях в Якутии и Иркутской области.

Основными источниками газа для «Силы Сибири» станут крупнейшие месторождения востока России. Суммарные запасы газа (категорий С1+С2) Чаяндинского и Ковыктинского месторождений составляют около 3,95 трлн кубометров. Это позволит добывать 60 млрд кубометров газа в год, что сопоставимо с объемом газа, потребляемого крупной европейской страной — например, Италией.

Алексей Миллер, Председатель Правления ОАО «Газ­пром»: «Этот масштабный во всех смыслах проект уже дал импульс для развития целых отраслей российской экономики: металлургии, трубной промышленности, машиностроения. «Сила Сибири» открывает новые возможности для газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока. Благодаря этому проекту будут созданы тысячи новых рабочих мест, построят жилье и социальные объекты».

Загрузка...