«Тема очень актуальная»

Актриса Ирина Купченко об учителях и шокирующем фильме «Училка»

Недавно на экраны вышел фильм «Училка». Его главная героиня — преподаватель истории Алла Николаевна, которую блестяще сыграла актриса Ирина Купченко, берет в заложники целый класс. В фильме старшеклассники предстают циничными, равнодушными и жестокими. Неужели все поколение нынешних выпускников школ такое? Об этом мы решили поговорить с актрисой Ириной Купченко.

— Ирина Петровна, ваша героиня с каким-то вызовом говорит детям о том, что ей ничего не страшно, так как она пережила 90-е. На ваш взгляд, это время действительно было таким страшным?

— Страшным было не время, наоборот, 90-е — это время несбывшихся надежд и реальных свобод. Страшным было то, с какой неоправданной стремительностью и необдуманностью горе-реформаторы стали тащить нашу страну в рыночную экономику. Произошел резкий слом идеологии, системы образования, экономики. И многие люди просто не были к этому готовы.

— Фильм «Училка» относится к редкому жанру — «школьное» кино...

— По пальцам можно пересчитать все фильмы на эту тему! «Большая перемена», «Розыгрыш», «Дорогая Елена Сергеевна», «Доживем до понедельника»... На самом деле школа — тема очень актуальная. В Москве на премьеру фильма пришло 500 учителей. Я не думала, что они примут эту историю близко к сердцу. Любопытно, что название фильма не смогли перевести ни на один язык. Оказалось, аналога нигде нет! И дело не в том, что наши дети невоспитанные, просто авторитет учителя упал. Родители позволяют себе обсуждать педагога в присутствии детей. Учитель стал просто менеджером, отвечающим за знания.

— Все говорят о потерянном поколении, не знающем собственной истории и культуры. Вы согласитесь с этим определением?

— Ну что вы! В научных библиотеках все залы переполнены, в высшие учебные заведения не попасть, в МГУ количество красных дипломов в разы превышает показатели советских времен. А ведь в этом заведении диплом за деньги не купишь. Другое дело, что нынешние дети не очень понимают, что такое хорошо, а что такое плохо. Сейчас модно говорить: «Ребенок должен развиваться самостоятельно, на него нельзя давить». Я этого не понимаю. Школьное воспитание практически утратило свое влияние благодаря Интернету. Безусловно, в нем можно найти любую информацию, но, на мой скромный взгляд, ученик должен сначала получить базовые знания, сформироваться личностно и только потом пользоваться информацией. К этому времени он научится анализировать, сравнивать, вычленять нужное. Кстати, строгие учителя с высокими этическими и моральными требованиями — это вовсе не порождение большевизма. Все написано еще на скрижалях Моисея, и человечество до сих пор ничего нового не предложило.

— Ваша героиня, пусть и в отчаянии, хватается за пистолет и берет учеников в заложники. Как-то это непедагогично, вы не находите?

— Пистолет в ее руке оказался случайно, когда она хотела забрать его у ученика, думая, что он игрушечный. И вовсе не собиралась стрелять в детей. Самым простым выходом в этой ситуации был бы звонок директору и вызов полиции, и тогда ученик, принесший в школу оружие, был бы наказан. Но она, взяв в руки оружие, взяла на себя всю ответственность. Можно сказать, принесла себя в жертву.

Отвечая урок под дулом пистолета, в экстремальной ситуации, каждый из учеников высказывается по проблеме, которая его лично волнует. И в результате каждый приходит к какому-то выводу. Учительница на своем примере преподала детям важный урок — урок жертвенности и всепрощения.

— В фильме вы не слишком привлекательны внешне. Как вам такое преображение?

— Я играю уставшую, обремененную множеством семейных проблем женщину. Этому настроению необходимо внешнее соответствие. Но я не очень расстраиваюсь. Мне 67 лет, переживаний по поводу возраста я не испытываю. Не тот характер.

Иллюстрации: