Тайны могильника «Окошки»

Захоронение горбатой девушки со стрелой в голове обнаружили археологи на прародине монголов, вблизи Хирхиринского городища.

Удивительные находки и необычные артефакты обнаружили иркутские археологи во время трех экспедиций — в Ольхонском районе, в Юго-Восточном Забайкалье и в Восточной Монголии. Все эти места объединены общей темой, связанной с заселением и с освоением территории Центральной Азии в период с середины первого тысячелетия нашей эры до середины второго тысячелетия нашей эры. Об итогах археологических работ рассказал заведующий лабораторией археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии, доктор исторических наук, профессор НИ ИрГТУ Артур Харинский.

— Что нового и интересного удалось обнаружить на Байкале в Ольхонском районе?

— Мы работали на территории могильника, расположенного на берегу залива Хужир-Нуга. В нем были и погребения достаточно поздние — XVIII-XIX веков, и поминальные конструкции, которые относятся к середине — концу первого тысячелетия. И самое интересное — это захоронения, которые можно отнести примерно к V—VIII векам нашей эры. Это то время, когда на территории Прибайкалья проживал народ, который оставил необычные погребения, состоящие из вертикально установленных каменных плит, сверху прикрытых плоской каменной кладкой. На нашем археологическом сленге мы называем этот период челенхинским этапом, а население называем челенхинцами. Как раз погребения, которые относятся к челенхинскому времени, мы и раскапывали на берегу залива Хужир-Нуга. Такие погребения встречаются довольно редко, в основном они есть на Малом море и в Баргузинской долине.

Челенхинцев обычно хоронили лежа на боку, с подогнутыми ногами, головой на северо-восток. По представлению людей того времени, человеку в загробной жизни были необходимы какие-то вещи для его нормального существования, поэтому рядом с мужчинами клали атрибуты всадника — стремена, удила, седло, предметы, связанные с охотой и военным делом. Женщинам в могилы клали украшения, приспособления для рукоделия. Поэтому, еще не определив антропологически, кому принадлежат останки умершего человека, можно по атрибутам сказать, кто захоронен: мужчина или женщина.

Кроме того, сложность погребального обряда и особенности захоронения указывают на социальный статус человека: чем крупнее и сложнее погребальная конструкция, тем выше было его положение в обществе. Одно из таких захоронений человека второй половины третьего тысячелетия, который имел высокий социальный статус, мы обнаружили в этом году. Среди находок, которые мы обнаружили в захоронении, были наконечники стрел, снабженные свистульками, поэтому при полете они издают свистящий звук, а также конская упряжь и много изделий из кости — украшения, приспособления для разведения огня.

Примечательно, что там же было обнаружено детское захоронение. Ребенку, скорее всего, было 3—4 года, но форма погребального сооружения была такой же, как у взрослого. Также была выкопана яма, а по бортам ее вертикально установлены каменные плиты. Но с ребенком никаких вещей, которые сопровождали бы его в загробный мир, мы не обнаружили. В те времена считалось, что дети не имеют своих вещей и, отправляя их в загробный мир, не нужно их ничем обременять. Выбор места тоже очень важен. Это погребение мы раскопали на склоне горы, что указывает на то, что место для захоронения выбирали специально для того, чтобы облегчить путешествие души на тот свет. Гора, по представлению многих народов, является мостом между мирами живых и небожителей.

Считалось, что благодаря тому, что душу поднимают на самый верх с телом умершего человека, ей потом легче отправляться в небо — в то место, где она должна продолжить свое существование. Но это одна традиция погребений, есть и другие верования. В частности, по представлению сибирских народов, у человека существует не одна душа, а несколько. Есть злая душа, которая уходит в подземное царство; есть добрая, она поднимается в небеса; есть души, которые находятся рядом с могилами. Все это и отражалось в сложности ритуалов.

— Расскажите, как прошла экспедиция в Юго-Восточном Забайкалье, на уникальном захоронении вблизи Хирхиринского городища.

— Эта территория, по былинным и летописным сведениям, является прародиной монголов — тех, что создали державу, во главе которой стоял легендарный Чингисхан. Уже несколько лет мы ведем раскопки в могильнике, который датируется XIII—XIV вв. на горе, которую археологи называют Окошки. Скорее всего, этот могильник относится к древнему монгольскому городу, стоявшему на берегу реки Хирхиры. Это городище изучалось достаточно давно, крупные раскопки проводились на нем в 50-х годах XX века. По одной из гипотез, этот город основан племянником Чингисхана, ханом Исункэ. Мы надеемся найти в этом месте останки потомков Чингисхана.

Если говорить о находках, то в одном погребении мы нашли большой каменный гроб, в который был помещен другой, но уже деревянный. В нем мы обнаружили череп женщины и золотые украшения. Скорее всего, это была небедная женщина, возможно наложница.

В одном из монгольских захоронений мы нашли уникальные вещи. За гробом в стенке могильной ямы обнаружили нишу, тайник, в котором находились зеленая фарфоровая чаша и остатки деревянной чаши с позолоченным ободком, покрытой лаком. Мы их передали на реставрацию в Эрмитаж и пытаемся по составу лака определить, где была произведена эта чаша, скорее всего китайского происхождения.

Примечательно, что на могильнике «Окошки» в погребении бронзового века мы обнаружили остатки очень странной девушки лет 16—20. Видимо, она была горбатой, потому что у нее срослись спинные позвонки. Самое интересное, что умерла она не своей смертью, потому что, когда мы начали чистить череп, то обнаружили там отверстие, в котором находилась костяная стрела. Неизвестно, случайно ее застрелили или специально. Пожалуй, девушка со стрелой в голове стала одной из самых уникальных находок.

Кроме того, мы работали на территории под названием Вал Чингисхана в Юго-Восточном Прибайкалье и Монголии. Это грандиозное искусственное сооружение, которое тянется на 750 км по территории Монголии, Китая и России.
Странный череп

— А во время раскопок на погребениях вы находили уникальные предметы ритуальных культов или редкие украшения?

— Если говорить об интересных находках, то в основном мы находили предметы, связанные с импортом и подражанием китайским вещам. Это вещи в «зверином стиле», принадлежавшие людям, жившим в конце первого тысячелетия до нашей эры. На бляшках, на пластинах изображались быки, хищники из семейства кошачьих, горные козлы. Это связано с тенденцией, которую мы называем модой. Вот сейчас у нас тоже есть определенная мода в одежде, в поведении и т. д. Дело в том, что территория Прибайкалья всегда была периферией Центральной Азии, и всегда местное население старалось подражать и вести себя так, как ведут себя более сильные соседи. Поэтому на этой территории мы постоянно находили различные вещи — красивые, яркие, броские.
Если говорить как раз о хунском периоде, то это всевозможные поясные пластины, где показаны сцены борьбы с животными — две лошади, которые сражаются между собой, или бык с опущенной головой, или извивающиеся змеи. Находили и предметы монгольского периода — всевозможные зеркала, бронзовые вещи, сережки.

— Места ваших раскопок связаны с заселением и освоением территории Центральной Азии. А были в вашей практике такие находки, которые изменили какие-то исторические факты или бытующие мнения о тех или иных народах, племенах?

— Мой коллега на территории Восточной Сибири нашел череп древнего человека. Затем была сделана реконструкция головы по этому черепу, и в итоге получилось лицо, которое не похоже на лица коренного населения, а больше напоминает жителей Юго-Восточных районов. Это вызвало ажиотаж у местных эвенкийских общин, пошли письма, телефонные звонки. Люди возмущались, почему их, эвенков, не признают коренными жителями наших прибайкальских мест.

Как рассказал Артур Харинский, на берегу залива  Хужир-Нуга археологи обнаружили необычные погребения, состоящие из вертикально установленных каменных плит. Среди находок были наконечники стрел, снабженные свистульками, издающие при полете свистящий звук, конская упряжь и много изделий из кости — украшения, приспособления для разведения огня.
Как рассказал Артур Харинский, на берегу залива Хужир-Нуга археологи обнаружили необычные погребения, состоящие из вертикально установленных каменных плит. Среди находок были наконечники стрел, снабженные свистульками, издающие при полете свистящий звук, конская упряжь и много изделий из кости — украшения, приспособления для разведения огня.
Загрузка...