Тайна пропавшей экспедиции

В случайно найденном фотоаппарате обнаружены загадочные фото с древними письменами, которые до сих пор не удалось расшифровать

На одном из известных иркутских сайтов, где общаются путешественники и экстремалы, журналисты нашей газеты обнаружили форум с загадочной фотографией. Иркутянка Татьяна Пятницкая выложила фото камня с древними письменами. О том, при каких обстоятельствах была сделана эта фотография, сообщается скупо, но уже сама по себе эта история выглядит очень интригующе и даже мистически. Мы попытались связаться с Татьяной через социальные сети и электронную почту, но она не отвечала. От человека, участвовавшего в обсуждении, нам стало известно, что Татьяна уехала в другой город, но в Иркутске проживает Андрей Уцын, тот самый человек, который передал искомую фотографию. Мы связались с Андреем, и он рассказал об истории обретения фото и попытках разгадать тайну знаков, выбитых на камне.

Надписи на двух языках 

На форуме Татьяна пишет, что фото, попавшее ей в руки, в единственном экземпляре было напечатано много лет назад, примерно в начале 90-х. Что фотоаппарат с этим снимком был выловлен на реке Уде в Тофаларии, в районе поселка Алыгджер. Предположительно пленочный фотоаппарат принадлежал экипажу катамарана, который сгинул во время сплава. Людей искали спасатели, но так и не нашли. Так что кто автор фото и где оно было сделано, неизвестно. На пленке были и другие фотографии, но они безвозвратно утрачены вместе с носителем. Об этих фото остались только воспоминания — на них было изображено много таких камней, они стояли вертикально и напоминали кладбище.

На форуме Татьяна искала специалистов, которые могли бы знать, что за письменность нанесена на камень и какой народности она может принадлежать. Форумчане высказывали версии. Кто-то написал, что в этой местности есть камни со старомонгольской письменностью, но у старомонгольского строчки вертикальны, да и знаки не похожи. Кому-то письмена напомнили арабский, кто-то вспомнил скифов. Сама Татьяна пишет, что письмена действительно отдаленно похожи на старомонгольский и уйгурский. Кто-то обратил внимание, что вверху и внизу камня знаки слишком разнятся, следовательно, могли быть написаны на двух языках.

Каньон-убийца

Андрей Уцын, тоже долго бившийся над тайной этих знаков, рассказал, как фото попало ему в руки. Каждый человек, каждое место, которые упоминал наш собеседник, достойно отдельного рассказа, что, впрочем, неудивительно, когда речь идет о прекрасной и дикой «стране синих гор» — Тофаларии.

— Я путешественник, спелеолог, и в 90-х годах часто бывал в Тофаларии. Там расположена очень красивая пещера «Зимняя сказка», внутри которой лед и озеро, — говорит Андрей. — Пещера расположена в 3,5 км от Алыгджера, и именно там я познакомился с удивительным человеком — Валерием Севастьяновым. Он сам родом из Братска, был вполне успешен, имел черный пояс по каратэ, супруга у него не менее удивительная — окончила Сорбонну. И вот в один миг Валера все бросает и уезжает жить в Тофаларию. Поскольку на тот момент он был единственным человеком в поселке, который умел читать и писать, то устроился продавцом в магазин. Валера и выловил этот фотоаппарат в 1991 году в Уде.

По речке Уде часто сплавляются туристы. Надо отметить, что этот речной маршрут сложности чрезвычайной, все сплавщики, которые его проходят, автоматически получают звание мастера спорта по водному туризму. Недалеко от Алыгджера есть Большой каньон — самое опасное место на Уде, пройти которое удается редким счастливчикам. Бешено бурлящая на порогах вода опрокидывает плавсредства, губит спортсменов. Именно здесь в 1967 году погиб известный бард Валерий Грушин, спасая тонувших начальника метеостанции и его детей. В память о Валерии ежегодно на берегу Волги проводится ставший уже знаменитым Грушинский фестиваль.

После катастроф в каньоне к берегу Алыгджера прибивает вещи туристов, которые собирают местные жители. Большинство погибших находят спасатели, но некоторые люди пропадают бесследно, искать их в этой протяженной труднодоступной местности затруднительно.

Точно не тофы

— Насколько я помню, фотоаппарат принадлежал экспедиции из четырех человек, которые сплавлялись на катамаране и не смогли пройти Большой каньон, — говорит Андрей. — Кажется, их так и не смогли найти, откуда были эти люди — неизвестно. Они не отмечались у спасателей перед сплавом. Скорее всего, остальные их вещи нашли жители села, а Валерию достался только простенький фотоаппарат «Смена». Техника, завернутая в полиэтилен, не пострадала. Валера распечатал все фото, они могли бы дать больше информации о пропавшей экспедиции, помочь установить их маршрут, но на фотографиях не было ни людей, ни природных красот, а только камни с письменами — одни камни были полукруглыми, другие — продолговатыми.

Как предполагает Андрей, весьма сомнительно, что туристы прибыли в Тофаларию с фотоаппаратом, в котором уже были фото, сделанные в другой местности. В такие экспедиции обычно ездили с чистой пленкой, и скорее всего, фото были сделаны именно в Тофаларии. Отыскать загадочное кладбище не представляется возможным — территория Тофаларии огромна, и вероятнее всего, сплавщики наткнулись на эти плиты случайно. Но какая народность нанесла эти письмена, кому могли принадлежать могилы?

— Точно не тофам. Тип погребения, которое они использовали, — воздушный: колоду с телом ставили на два пня, — говорит Андрей. — Грунтовый тип погребения появился в XX веке под влиянием русских, но плиты подобного плана на могилы никогда не устанавливались. Плюс ко всему у тофов не было своей письменности. Письменность появилась с приходом русских, и для написания слов использовались русские буквы.

Фотографию Андрей показал специалисту по Тофаларии, который подтвердил, что к тофам камни не имеют никакого отношения. Наш собеседник опубликовал фотографию на археологическом форуме, но специалисты предпочли отмолчаться. Андрей хотел бы получить и другие фотографии с выловленного в реке фотоаппарата, но его связь с Валерием Севастьяновым оборвалась. Говорят, что он ушел жить в Тибетский монастырь.

Древние письмена не хотят открывать свою тайну, но мы попробуем перенять эстафету Андрея Уцына и с помощью иркутских специалистов узнать, какой народности принадлежат эти загадочные знаки и можно ли их расшифровать.

Андрей Уцын долго пытался разгадать тайну древних знаков. О том, что это может быть рискованно, что авторы фото погибли, потому что потревожили нечто, что тревожить не стоило, он думал, но, хорошо зная местность, решил, что людей все-таки погубила вода, как и многочисленных их предшественников.
Андрей Уцын долго пытался разгадать тайну древних знаков. О том, что это может быть рискованно, что авторы фото погибли, потому что потревожили нечто, что тревожить не стоило, он думал, но, хорошо зная местность, решил, что людей все-таки погубила вода, как и многочисленных их предшественников.
Учитывая, насколько отличаются письмена в верхней и нижней частях камня, можно сделать предположение, что при их начертании использовались два языка.
Учитывая, насколько отличаются письмена в верхней и нижней частях камня, можно сделать предположение, что при их начертании использовались два языка.
Загрузка...