Тайна фотографии Сибирякова

В Музее города Иркутска выставлен Афон

В Музее города открылась любопытная выставка: фотографии православного Афона, сделанные единственным в мире человеком, которому разрешено фотографировать в любой точке монашеской республики: у грека Костаса Асимиса есть на это специальное благословение. Не только для православных, но и для иркутян, которые увлекаются историей города, эта выставка — важное событие, ведь на Афоне монахом окончил свои дни Иннокентий Сибиряков, один из выдающихся жителей Иркутска.

Когда Костас Асимис был приглашен со своей выставкой в Иркутск, Виталий Барышников, руководитель городского управления культуры, попросил его попробовать найти в архивах Афона фотографии Иннокентия Сибирякова. Архивы Афона содержат более 5000 старинных негативов — даггеротипов. Это изображения на стекле, и к нашим дням даггеротипы пришли в такое состояние, что требуют восстановления. Костас Асимис занимается в том числе и этим. Он говорит, что пока восстановлено не более трехсот изображений. Его помощники разбирают фотоархив Афона, который хранится в Свято-Пантелеймоновом монастыре, так что вполне возможно — и скорее всего — фото Сибирякова найдутся.

К нему афонские монахи относятся с большим уважением. На Афоне Сибиряков когда-то поставил церковь. Так что благодаря ему там есть храм Св. Иннокентия, покровителя Иркутска.

В отличие от Сибирякова, Костаса Асимиса в монастырскую жизнь не приняли, хотя он и просился. Костас попал в эти святые места в начале восьмидесятых. Не был даже крещен — родился в Ташкенте, в семье коммуниста. Несколько лет монахи присматривались к нему, прежде чем допустить. Общий язык был найден, хорошей рекомендацией послужило упорство Асимиса в его желании фотографировать Афон.

— Я какое-то время хотел быть послушником. Мне отказали: «Кому ты здесь нужен? В миру от тебя будет больше пользы». Теперь у меня такое послушание.

Костас Асимис представляет Свято-Пантелеймонов монастырь в Салониках, где и живет. Трое его детей выросли, поэтому он целиком может посвятить себя избранному делу. Возить выставку по миру — тоже часть послушания. Фотографии вот уже несколько лет колесят по России. Фотограф присутствует на открытии каждой выставки и проводит экскурсию для желающих. К нам они приехали из московского храма Христа Спасителя. Объем выставки меньше, но ценность ее от этого не снижается. Вход на выставку, по настоянию автора, бесплатный. В Иркутске она продлится месяц.

На открытии экспозиции в Иркутске Костас Асимис также провел экскурсию, подробно отвечая на вопросы зрителей.

— Чем топят на Афоне?

— Дровами. Электроэнергии там нет. Начинают установку солнечных батарей, но так, чтобы их не было видно.

— На чем горят лампадки?

— На оливковом масле. А для освещения в фонари наливают парафиновое.

— Женщин туда не пускают?

— Не пускают. Маленькие корабли с экскурсиями на Афоне шутливо называют бабовозами.

Среди двухсот фотографий, свидетельствующих о жизни афонских монастырей, есть портреты монахов — живущих в монастырях или отшельников, которые и в монастыри-то очень редко выходят из своих убежищ. Есть экзотические фото. Например, монах, который пишет что-то на желтом черепе.

— Есть на Афоне такой обычай. Закапывают монаха, через три года откапывают, кости очищают, на черепе пишут имя и складывают в усыпальницу. Обычай этот пошел из-за того, что турки не только вырезали православное население, но и разоряли кладбища. И все стремились выкопать своих и забрать — отсюда и традиция.

Костас Асимис уже двадцать лет фотографирует Афон, знает все подробности быта, историю всех обычаев. Выпущены фотоальбомы, посвященные Афону. Экземпляр одного из них был подарен Костасом Иркутску.