Таинственный сосед

О Китае, его культуре мы чаще всего судим по торговцам ширпотребом, заполонившим Иркутск; на самом деле это удивительная страна, в которую непременно хочется вернуться

Казалось бы, китайцев у нас полно и мы многое знаем о них. Уже не один десяток лет уроженцы Поднебесной занимаются торговлей, выращиванием овощей и заготовкой леса в Приангарье, а рестораны китайской кухни стали привычным явлением, по крайней мере в Иркутске. Тем удивительнее открыть для себя эту таинственную, древнюю страну победившего социализма.

Третье по площади, первое по количеству населения, численности армии и ВВП государство мира в последние годы поражает темпами развития. А иркутян удивляет количество туристов из Поднебесной. На недавней встрече с представителями туристической ассоциации Китая глава Приангарья обсудил планы гостей — в частности, увеличение турпотока на Байкал до одного миллиона человек в год. Масштабы поистине китайские! Что будет при этом с озером — вопрос открытый. Поток русских туристов в Китай, наоборот, снизился из-за курса рубля и ограничивается в основном южными районами.

О цифрах

Китай находится совсем недалеко от Иркутской области, на самолете регулярными рейсами можно добраться в Пекин за 2 часа и всего за 8000 руб., практически как в Новосибирск. Прямо из огромного единственного международного аэропорта ходят рейсовые автобусы и поезда в центр столицы и другие города Китая. Визу можно оформить в консульстве в Иркутске. Туристический пропуск в страну на месяц стоит 1500 руб., пакет документов стандартный: копия паспорта, загранпаспорт, типовая анкета, которую можно скачать на сайте консульства, фото 3х4 см, копии билетов в Китай и обратно и распечатка забронированных отелей. Через шесть дней заветная виза с Великой Китайской стеной будет красоваться в вашем паспорте.

Другой путь, по земле — на поезде, гораздо длиннее (3 дня) и намного дороже: купе от российского перевозчика стоит в среднем около 300 швейцарских франков (около 20 тыс. руб.). Подвох в том, что обратный билет на российский поезд можно купить только в Китае, в международном отеле неподалеку от центрального вокзала.

В курортных городах и самом Пекине цены на номера в отелях начинаются от 1000 руб. в сутки, причем дешевые гостиницы в столице находятся прямо в центре, метро — в шаговой доступности, меньше часа пешком до центральной площади. Завтраки брать заранее не советуем — кухня слишком специфична, да и можно купить еду прямо на месте, если понравится, или прогуляться по кафе, ознакомиться с
ассортиментом в супермаркетах.

По ту сторону Стены

Говорят, ее видно с Луны, во время строительства умерли сотни тысяч человек, а продолжительность составляет более 21 000 километров. Великая Китайская стена давно превратилась в мировой бренд, обросла легендами и домыслами. Даже чтобы увидеть саму стену, недостаточно просто приехать в Китай — практически все доступные туристам участки гигантской постройки реконструированы, а древние камни, если и остались, скрыты в самом низу, «в глубине» стены или закрыты стеклянным коробом. На разных участках стену строили по-разному. Самая первая преграда была из дерева и наполнена землей, другие делали целиком из камней, в качестве цементирующего раствора использовали рисовую муку. В тяжелые и смутные времена, когда военные оставляли свои посты, местные жители бросались разбирать стену на стройматериалы. Многие места, где проходила стена, распознают лишь по косвенным признакам — черепкам и обломкам, остаткам оружия и доспехов воинов, что здесь пали.

Пожалуй, единственное, чем можно восхититься, это масштабы. «Первый проход под небом» — самые восточные ворота стены на участке в городе Шаньхайгуань — открывают путь в город-крепость, внутри которого расположены обычные жилые и торговые улочки рядом с восстановленными башнями. Крепостная стена протянулась примерно на 2 км на север и 2 км на восток. На ней находятся 5 башен, вход в каждую оплачивается отдельно, но обойти все — скорее из разряда спортивных достижений. Представить, что все это строили руками, действительно сложно, но до сих пор китайские строители используют простейший механизм из бамбука и веревок для поднятия грузов (плит, бочек, бревен, чего угодно) с земли на высоту.

Как шутили мои спутники, здесь «китайское» все — даже древности, в том смысле, что хорошо сымитированную из бетона каменную балясину реставраторы считают нормальным расписать дешевой, выгорающей на солнце акриловой краской. Или повесить на угол современную камеру наблюдения, не спрятать висящие вокруг провода — совсем как в России. Расписными пагодами лучше любоваться издалека.

Догнали и перегнали

Образованная на 30 лет позже СССР, Китайская Народная Республика достигла невероятных успехов. Самая большая армия, передовые космические технологии, крупнейшая в мире сеть высокоскоростных железных дорог, успешная система образования, высокий уровень безопасности — у китайцев есть все, к чему стремились советские лидеры. На улицах то и дело попадаются школьники в одинаковых формах и младшеклассники в красных пионерских галстуках. В метро стоят металлодетекторы, а полицейские буквально на каждом шагу в Пекине никого не смущают — люди просто делают свою работу.

Трудолюбивые китайцы начинают свой день с рассветом — часов в пять утра, и заканчивают до заката. Молодежь проводит вечера в многочисленных кафе, работяги могут готовить еду прямо на горелках на улице и есть ее там же, усевшись на раскладные табуреты или вовсе на тротуар.

Вопреки мнению, что, раз в Китае живет больше миллиарда человек, там должно быть очень тесно, на самом деле пространства довольно много. Широкие улицы, просторные переходы и метро прекрасно справляется даже в часы пик, а популярные велосипеды и бесшумные электромопеды разгружают автомагистрали. Кстати, в Китае процветают повсеместные нарушения ПДД, даже невзирая на посты полиции: на 100 000 автомобилей здесь почти в три раза больше происшествий, чем в России. Такого ожидаешь в Индии или Таиланде, на провинциальных улицах, где даже нет светофоров, — но уж точно не в центре Пекина! Пока на дороге не соберется большая толпа, даже на пешеходном переходе, даже на зеленый свет, перейти улицу нереально — водители будут ехать и недовольно сигналить. Чувство плеча здесь очень важно, поэтому даже с незнакомыми людьми пекинцы обращаются вежливо и приветливо.

Незабытое старое

Когда в Иркутске появился 130-й квартал, это стало настоящим событием. До сих пор к возрожденной старине, заполненной бутиками и ресторанами, отношение неоднозначное. И по всей России от старых зданий избавляются в пользу многоэтажной застройки. В Пекине же решили проблему старых кварталов иначе — их полностью сохранили, при этом облагородив. В самом сердце Пекина, вокруг главной площади Тяньаньмынь и дворца императоров, раскинулись хутоны — районы классической китайской застройки. Одноэтажные узкие (двум машинам не разъехаться) улочки, напоминающие плотностью и геометрией наши гаражные кооперативы, уместнее смотрелись бы в пригороде. Улицы расположены строго с запада на восток. Именно здесь можно найти дешевые отели и хостелы, но отнюдь не «клоповники»: внутри может оказаться приличный дворик, а в кафе по соседству — европейская еда, которой так не хватает всем туристам в Китае.

В хутонах не только живут, но и работают — можно заметить авто- и веломастерские, птичьи и кроличьи мини-фермы, даже школы каллиграфии. Поселившись в таком, со временем отойдя от шока, проникаешься местным образом жизни. Имея под рукой карту с GPS в телефоне и схему метро, уже через пару дней начинаешь свободно ориентироваться.

С первого взгляда масштабы, иероглифы и обилие всего вокруг пугает, но спустя время становится все интереснее разгадывать загадки Китая, такого современного и такого традиционного одновременно.

Загрузка...