Строитель БАМа Татьяна Кардашова: «Мечтала о бруснике и Байкале»

— Привет передаю своим друзьям и коллегам: Игорю Дубову, его жене Светлане, Нелли Цыбульской, Виктору Никулинских и Ольге Кацубе.

Газета «СМ Номер один» и Восточно-Сибирская железная дорога — филиал ОАО РЖД — начинают проект, посвященный 40-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали.

БАМ — это уникальный проект, масштаб которого, возможно, никогда уже не будет повторен. Это стройка, на которой плечом к плечу работали люди разных национальностей, на деле доказывая справедливость лозунга о единстве разных народов. Это огромный коллектив, где понятия «дружба», «уважение», «взаимовыручка» получили новое наполнение. Это — новые города и станции, выросшие среди вековой тайги. Это — романтика и обязательно любовь. И, наконец, это магистраль, всю стратегическую важность которой мы осознали только сейчас.

Газета «Советская молодежь» (предшественница «СМ Номер один») много лет рассказывала о бамовцах. Выходил даже бамовский выпуск молодежных газет тех регионов, где проходила магистраль. «СМ Номер один» продолжает эстафету. В течение этого года мы будем рассказывать о людях, чьи судьбы оказались неразрывно связанными с БАМом. Как сложилась их судьба, какие воспоминания они сохранили о магистрали? Следите за нашими публикациями.

Татьяна Кардашова приехала на БАМ сразу после окончания Новочеркасского политехнического института.

Ехать в Сибирь ее уговорила сестра, которая вместе с комсомольским отрядом уже трудилась в строю бамовцев. В письме она расписала все прелести трудовой жизни: хорошие заработки, северные надбавки, природные красоты: бесконечная тайга, Байкал. И юная выпускница вместе со своим мужем отправилась в Северобайкальск.

— Когда я изучала в школе биологию, раздел ботаники, увидела такую красивую ягоду — бруснику. И очень мне хотелось ее увидеть. Мы прилетели на самолете в августе, а в сентябре брусника начинала спеть. Девчонки повели меня в тайгу, и когда я увидела целое море этой красной ягоды, меня захлестнули такие эмоции! Можно сказать, что сбылась мечта всей моей жизни — увидеть бруснику и Байкал.

Правда, времени на отдых у бамовцев было немного.

Свой трудовой путь Татьяна Кардашова начинала с должности оператора вычислительного центра машиносчетной станции, а после трудилась инженером мехколонны № 137 «ЗапБАМстроймеханизация». В ее обязанности входило программирование, обслуживание и бухгалтерия всех предприятий, которые организовывались на БАМе. Затем перешла на Северобайкальскую дистанцию связи.

Как признается Татьяна Александровна, для нее БАМ в первую очередь ассоциируется с молодостью, задором, дружбой, бурлящей через край энергией.

— В первое время все жили в неудобных времянках. Нам говорили, что могли сгореть всего за семь минут. Страшно было, но жили. И трудились.

Работая в техотделе, она часто должна была ездить с проверками по всему Северобайкальскому участку. Контролировала учебу путейцев, связистов, внедряла на местах новую технику, оборудование.

— Работы было невпроворот. Сначала много времени проводим в дороге, по станциям, затем готовим отчеты. Зачастую приходилось работать с семи утра до двух ночи. Помню, был интересный момент. Когда мы прибывали на станцию, то сразу подключали связь, чтобы позвонить домой, узнать, как там дела. И наш первый главный инженер Северобайкальского отделения смеялся над нами и говорил: «Девчата, вы не поверите, но скоро мы поставим такие установки, когда вы будете ходить с телефоном в кармане и сможете, не выходя из поезда, в любое время звонить домой». Мы думали, что он шутит, поскольку, хоть и сами связисты, но не представляли, чтобы к нам в тайгу проложили сотовую связь.

Сегодня у нее целая семейная династия.

Обе дочери и зятья также железнодорожники. Поэтому, уже будучи на пенсии, Татьяна Александровна всегда в курсе того, что происходит на железной дороге.

— От этого никуда не деться. В какую бы часть России я ни ездила, всегда автоматически смотрю, как обустроена та или иная дорога, какая из них чище, какая современная техника появилась. Особое внимание, конечно, БАМу. Перспективы у него большие. В первую очередь они связаны со строительством второго пути и освоением многочисленных месторождений полезных ископаемых, расположенных в районе магистрали.

baikalpress_id:  94 747