Стрельба в школе

Третьего февраля в московской школе произошла трагедия: отличник, ученик 10-го класса Сергей Гордеев пришел на учебу с карабином и винтовкой, взял в заложники целый класс, убил на глазах детей учителя географии и полицейского, который попытался его задержать. Причина его поступка — обида на учителя, который поставил ему низкую оценку.

АВТОРИТЕТ

Эгоизм и культ насилия

Возможные причины трагедии в московской школе мы обсудили с нашим экспертом, заведующим кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Иркутского государственного медицинского университета Василием Собенниковым.

— Сейчас ученику-убийце назначена психолого-психиатрическая экспертиза. Василий Самуилович, на ваш профессиональный взгляд, был ли это эмоциональный срыв или психологическое расстройство?

— Не всегда мы можем разграничить психическую норму и психическую патологию. Бывает, что такое состояние не подпадает под какую-то болезнь. И в то же время это выбивается из представлений о норме. Часто мы относим это к расстройству личности — это не болезнь, а по большей части врожденное, генетически обусловленное состояние человека, характеризующееся дисгармонией эмоционально-волевой сферы. Такие люди не всегда управляют своими эмоциями, склонны к состояниям аффекта, бурному реагированию. Эмоции существенно искажают их мышление, поэтому их выводы и решения могут носить неправильный характер. Они склонны также к формированию затяжных, стойких эмоциональных состояний, которые определяют их поведение, например, к обиде.

Расстройства личности свойственны 5% всего населения. И большинство людей никогда не попадают в поле зрения психиатра. В первую очередь базис подобных состояний — биологический. Далее наслаиваются социально-психологические влияния: ранние детские травмы и воспитание, которые акцентируют либо нивелируют внутренние тенденции.

— Почему подобные ситуации, о которых мы раньше слышали только из новостей из Америки, стали происходить у нас?

— За последние 20 лет в нашей стране поменялось все: идеология, общественный строй, утратилась ценность жизни и межличностных отношений. Сейчас в нашем обществе в противовес альтруистическим тенденциям советского времени — дух коллективизма, дружба, взаимовыручка и помощь ближнему — царят эгоизм и культ насилия.

Массмедия декламируют, что теперь челочек человеку — враг. В фильмах с особым смаком показывают насилие, основные жанры кино — это бандитские сериалы, боевики и триллеры. Границы «можно-нельзя» начинают смещаться, что и находит отражение в общественном поведении. В душе нет «бога» — моральных принципов и единого духа.

Отдельное слово — о компьютерных играх. Брызжущая в экран кровь, стрельба по монстрам и людям, погружение в виртуальный мир жестокости стирают границы между игрой и реальностью. Дети учатся убивать.

— А что может послужить спусковым механизмом к выплеску такой страшной агрессии?

— На мой взгляд, накапливаются представления, мысли, аффекты, которые потом получают такой разрушительный выход. Но, как известно, если в человеке заложены и живы понятия морали, и в душевной болезни он будет хорошим, а когда с нравственностью не все в порядке — он будет опасен для общества.

— Василий Самуилович, можно ли как-то определить, склонен ли ученик к расстройству личности, к разрушающим и опасным для общества срывам?

— Квалифицировать состояние расстройства — прерогатива психиатра. Однако хороший учитель знает и способен выявить учеников с девиантными формами поведения — аномальное реагирование, возбуждение или агрессия. Такие ученики плохо управляемы, их поведение выбивается из рамок общепринятого строя.

Однако и при расстройствах человек может иметь хорошую репутацию и быть ценным работником, если он займет удобную, подходящую для него нишу. Но стоит возникнуть конфликтной ситуации, как он может выйти из состояния равновесия, совершить странные поступки, попасть в больницу. Во время военных действий это будет неоценимый боец, но в мирное время его поведение может быть разрушительным для него или окружающих.

А ЧТО ДУМАЕТ НАРОД?

Сдвиг по фазе

Сегодня мы спросили у иркутян: «Как вы считаете, что может заставить ученика устроить стрельбу в школе?»

Лидия Игнатьевна:

— Ненависть. Родители виноваты, что не воспитывали ребенка как надо.

Лидия Ивановна:

— Сдвиг по фазе. Неуважительное отношение учителей к ребенку, несправедливость и непонимание родителей. Учителя бывают равнодушны и жестоки к детям: не знают, чем ребенок занимается, его наклонности и симпатии. Ребенка формирует среда.

Надежда:

— Я думаю, что совершить такой поступок может только психически нездоровый человек. Ну и от родителей многое зависит.

Максим:

— Виноваты журналисты. Западные СМИ постоянно показывают, что там то и дело происходят аналогичные события. Думаю, такие новости нужно меньше показывать, фильтровать информацию. У нас другой народ. А также фильмы и игрушки.

Галина Ивановна:

— Причина — в стрессе. Но стресс у всех может быть, а стрелять пойдет не каждый. Наверное, насмотрелся фильмов. Ну и наверняка у него что-то с головой.

Метки:
baikalpress_id:  79 488