Стой! Кто идет?

Жителям Пионерска в Шелеховском районе предложили платить за пользование дорогой 

Возмущенные люди обратились в прокуратуру: проселочная дорога, по которой многие годы местные жители ездили в лес и на покосы, перекрыта шлагбаумом, а за пользование теперь уже частной землей хозяин участка предложил брать плату. Правомерно ли оформлена приватизация земли, выясняют прокуратура и суд. А пока «Пятница» попыталась проехать по частной дороге.

Поселок Пионерск Шелеховского района находится на берегу Иркута, на дороге, построенной в обход Иркутска. Раньше, до появления трассы, поселок был очень обособленным: местные рассказывают, чтобы покинуть его, нужно было переплыть реку и идти минут 30 до Шелехова. Сейчас жизнь изменилась — доехать сюда не составляет труда. Места тут красивые: Иркут, пологий берег, лес кругом — красота, а потому начал Пионерск застраиваться, заселяться новыми людьми. 

— Речь идет об участке земли, на котором с 2011 года располагается дачное некоммерческое товарищество «Зеленый» — участки здесь распроданы, строятся дома, многие живут постоянно. А раньше, ориентировочно в 1995 году, это были два крупных участка, выделенных в счет земельных долей из бывшего совхоза «Ангарский», — рассказывает советник юстиции Эльвира Трофимова, заместитель прокурора Шелехова. — В границы приватизируемых участков был включен участок грунтовой дороги, из-за которого и возник спор.

Эльвира Викторовна рассказывает, что летом 2015 года в прокуратуру пожаловались люди, что с них требуют плату за проезд по дороге, которой они пользовались многие годы: «Раньше, когда «Зеленого» не существовало, это была обычная грунтовая дорога, какие можно встретить в перелесках. Люди по ней ездили за ягодами, грибами, добирались до покосов, проезжали в деревню Еловку, которая сейчас почти расселена. А теперь территория ДНТ огорожена, и на въезде, на той самой дороге, появился шлагбаум, и, как пишут заявители, для проезда с них требуют плату».

Прокуратура нашла доказательства, что дорога действительно существовала — это подтверждают гражданское и военное лесничества.

По словам заместителя прокурора, когда появились первые жалобы, земля, включая спорную дорогу, принадлежала двум физическим лицам, а в процессе разбирательств был зарегистрирован переход права собственности от граждан к юридическому лицу — ДНТ «Зеленый».

— Закон позволяет ДНТ иметь общее имущество, в том числе дороги, гражданин владеть дорогами не может, — объясняет Эльвира Трофимова. — Нам не важно, кто владелец, нам необходимо выяснить, правильно ли много лет назад был сформирован земельный участок. Мы предполагаем, что была допущена ошибка и участок дороги не должен был попасть в границы земельных долей. Что мы и будем доказывать в суде. Кстати, по данным ГИБДД, это единственная дорога в том направлении, альтернативы не существует.

К заявлению граждан в прокуратуру было приложено Соглашение о предоставлении права проезда по территории земельного участка. В нем указан кадастровый номер участка и размер компенсационной платы — 700 рублей в месяц. Ничего незаконного, как говорят в прокуратуре, в соглашении нет — хозяин вправе распоряжаться собственностью по своему усмотрению, в данном случае налицо платный сервитут. Остается узнать, правомерно ли часть дороги общего пользования вошла в границы частного участка.

Живущие за шлагбаумом, похоже, разделились на два лагеря. Одни — за его существование, другие отказываются платить взносы, ссылаясь на то, что не являются членами ДНТ.

Однако, как объяснили в прокуратуре, даже те, кто вышел из товарищества, обязаны оплачивать содержание мест общего пользования.

— Шлагбаум, в принципе, дело хорошее. По этой дороге ведь люди в лес ездят не только за грибами, но и лес пилить. Вывозят без разрешения, а когда установили камеры, стали побаиваться, — рассуждает Петр Крикунов, живущий напротив ДНТ, но тоже за шлагбаумом. — Недавно забор разгородили и прошлись грейдером — для строительной техники и тех, кто не платит за дорогу, сделали альтернативный проезд, и снова тяжелая техника на валку леса потянулась. 

Сам Петр пока не решил, стоит ли платить за дорогу, взял время на размышление: «Вроде бы 700 рублей не такие большие деньги. А с другой стороны, сейчас вот целостность забора нарушили, и снова тут может ехать кто пожелает — тогда какой смысл? Нужно время, чтобы разобраться». 

— Мы живем, платим за все, что нужно, и совершенно спокойны, — говорит Ирина Колованова, член ДНТ «Зеленый». — Знаем, что на улицах установлены камеры видеонаблюдения, на въезде — шлагбаум и посторонние сюда особо не ездят. А если и заезжают — все под прицелом камер. Не вижу ничего странного в шлагбауме — это же территория ДНТ, в любом садоводстве теперь так.

По мнению Ирины, никаких проблем с въездом местных нет: «У меня знакомая сюда регулярно приезжает — развозит молоко из частного хозяйства, в лес с семьей за грибами-ягодами. Она в свое время подошла к председателю, ее номер внесли в базу, и она, как и мы, открывает шлагбаум звонком и проезжает, ничего не платит. Гости к нам приезжают — их тоже пропускают».

— Денег мы за проезд ни с кого не требуем, — уверяет председатель правления ДНТ «Зеленый» Сергей Сизых. — Если люди хотят в лес, нужно подойти к сторожу, отметиться в журнале и ехать. Эта форма создана для безопасности жителей ДНТ — если что, мы будем знать, кто и зачем приезжал. 

Сергей Александрович рассказывает: когда ДНТ только зарождалось, дорога была в плачевном состоянии — ее никто не обслуживал, обычная лесная дорожка, которую может сделать любой грузовик. Границы дороги были плавающими — если в одном месте скапливалась вода или образовывалась колея, путь тут же прокладывали чуть в стороне.

— А когда появилось товарищество, мы скинулись и стали отсыпать дороги. Денег с первого раза не хватило — скинулись еще раз. Причем привели в порядок не только внутренние дороги, но и переезд от Пионерска, отсыпали съезд с трассы — сами ведь пользуемся ежедневно. В первый год дорогу разбили транзитники. Естественно, нам хочется сохранить ее в хорошем состоянии, поэтому еще в 2011 году мы установили шлагбаум и закрыли проезд по нашей территории для лесовозов, большегрузов. Легковушкам путь открыт — отмечайся и езжай. 

Члены «Зеленого» предполагают, что в прокуратуру обращаются те, кому невыгодно попадать в поле зрения видеокамер, — черные лесорубы: «Остальные идут у них на поводу. Уже был случай, мы передали данные незаконных рубщиков в полицию, прошло разбирательство. К нам потом даже с угрозами приезжали. Лес и сейчас везут — проложили тропу вокруг «Зеленого», но ездить там неудобно, вот отсюда и жалобы».

В планах ДНТ — полностью огородить «Зеленый», забор должен пройти по краю той самой спорной дороги, то есть часть ее окажется в границах товарищества.

Сейчас ежемесячный платеж для членов ДНТ — 692 руб. В эту сумму входят вывоз мусора, обслуживание шлагбаума, символические зарплаты кассира, бухгалтера, председателя правления и сторожа, оплата тревожной кнопки. Всего в «Зеленом» из 65 собственников 60 — члены ДНТ. 

16 февраля исковое заявление прокуратуры Шелехова направлено в Шелеховский городской суд, которому и предстоит разобраться, законна ли приватизация земель общего пользования.

  • Не единственные

Если говорить о шлагбаумах и закрытых поселках, то таких в окрестностях Иркутска довольно много, даже в городских дворах то и дело устанавливают такие механизмы, чтобы посторонние не занимали парковочные места во дворах. Но в случае с «Зеленым» речь идет не о законности шлагбаума, а о правомерности внесения дороги в участок частной земли.

Загрузка...