Стомклинику в Иркутске оштрафовали на 100 тысяч рублей за спам

Как часто вам приходит спам на электронную почту и мобильный телефон?

Скорее всего, каждый день по нескольку сообщений: предложение взять кредит в банке, воспользоваться скидкой в магазине, взять в аренду жилье и тому подобное. Иногда это жутко раздражает, но чаще всего мы просто удаляем надоевшие СМС или письма, редко у кого желание наказать спамеров побеждает природную лень и занятость на работе. Однако бывают исключения из правил. Два года назад иркутянин Александров обратился в Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Иркутской области с жалобой на очередную рекламную рассылку. Его заявление стало первым камешком в лавине судебных исков и апелляций, и вот спустя долгое время виновный все же наказан — «Стоматологическая клиника доктора Лютикова» заплатила минимальный, но солидный штраф в 100 000 рублей.

— Восьмого апреля 2013 года в Иркутское УФАС поступило заявление от гражданина Александрова, что на его мобильный с абонентского номера под ником LYTIK-STOM поступило СМС-сообщение рекламного характера: «С 1 мая клиника доктора Лютикова переходит на программу кредитования под 10%, успевайте оформить рассрочку (0%) до 30.04», с указанием номера телефона клиники. При этом согласия на получение данного рекламного сообщения иркутянин не давал, — сообщил Станислав Степанов, пресс-секретарь Иркутского УФАС.

Сотрудники антимонопольной службы выявили несколько нарушений закона о рекламе. Кроме того что сообщение отправили человеку, не только не дававшему согласие на рассылку, но и в принципе не являвшемуся пациентом клиники, в нем не указали важных сведений: какой банк предоставляет кредит и каковы его условия. Здесь действует правило: сказал А, говори и Б. Понятно, что длинные СМС стоят дорого, но неподчинение закону обходится еще дороже. УФАС назначило стомклинике административное наказание — штраф в 100 500 рублей. В ответ нарушители правопорядка решили оспорить дело в суде.

У клиники были интересные доводы в свою защиту.

Например: сообщение пришло иркутянину Александрову по ошибке — его номер попал в базу данных из-за невнимательности клиентки клиники по фамилии Коваленко. Женщина, заполняя анкету, дала добро на информативную и рекламную рассылку, но случайно (а может, и нет) записала не те цифры. Также представитель медицинской фирмы утверждал, что СМС нельзя назвать рекламой и само правонарушение стоит отнести к малозначительным, то есть наказание нужно вообще отменить.

Опустим подробности долгой тяжбы в судах, перечисление всех подпунктов и статей закона, частностей, понятных только юристам. После нескольких апелляций стомклиника добилась лишь одной уступки: во второй половине марта этого года Арбитражный суд Иркутской области снизил размер административного штрафа на 500 рублей. В суде же разложили по полочкам вину организации.

— Текст названного СМС является рекламой, поскольку такое сообщение адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке медицинских и банковских услуг, — следует из постановления 4-го Арбитражного апелляционного суда. — Если реклама услуг, связанных с предоставлением, пользованием и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, она должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Спустя неделю после суда над Стоматологической клиникой доктора Лютикова в Иркутске оштрафовали за подобное же нарушение закона о рекламе ресторан доставки «Мир суши».

Поводом для возбуждения дела послужила жалоба еще одного горожанина. Стоит отметить, что за последние годы жители Прибайкалья стали активнее в плане защиты своих прав — такой вывод можно сделать, исходя даже из сравнительной статистики обращений в отдел контроля рекламы УФАС.

— В прошлом году было около 140 обращений, в 2013-м — 69. Чаще всего жалобы поступают в виде электронных писем. Все обращения мы рассматриваем, но не по всем возбуждаем дела: либо доказательства не прилагаются, либо не вся информация указана, — прокомментировала Елена Хансивирова, начальник отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России. — Чтобы жалоба возымела действие, вместе с заявлением необходимо приложить договор абонентского обслуживания, чтобы было ясно, что телефонный номер принадлежит лицу, от которого пришло обращение. Также нужны детализация входящих сообщений в те дни, когда приходила реклама (ее можно взять в операторском центре либо скачать в Интернете), согласие на получение информации от оператора сотовой связи. С помощью него мы можем запрашивать всю необходимую информацию. Еще одним важным пунктом является фото рекламы как доказательство.

Написать заявление в УФАС несложно, быстрее всего оно дойдет по электронной почте: to38@fas.gov.ru. Текст жалобы на СМС-спам может быть таким: «15.04.2015 на мой мобильный телефон +7 (950)... поступило СМС-сообщение с нежелательной рекламой услуг такого-то магазина. Согласия на получение данной рекламы я не давал. Считаю, что действия распространителя данной рекламы нарушают статью 18 ФЗ «О рекламе» и статью 15 ФЗ «О персональных данных», и прошу привлечь его к ответственности на основании статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях».

Также в письме обязательно нужно указать ваши ФИО и место жительства. Если дело дойдет до суда, приходить на заседания и тратить свое драгоценное время вам не придется — тут не о чем беспокоиться.

Если говорить о незаконных СМС-рассылках, нельзя не задаться вопросом, каким образом спамеры получают номера наших телефонов.

История со стомклиникой и путаницей с цифрами — единичный случай из всех способов распространения рекламы. Конечно, бывает, что люди невнимательно заполняют анкеты в магазинах, хотят получить скидку, а вместе с ней приобретают и рассылку об акциях, потому что не замечают поле с мелким шрифтом: «согласен на СМС-оповещения».

Однако попасть в базу данных различных организаций можно и ненароком, например оплатив услугу в терминале QIWI. Скажем, пополняете вы баланс телефона через электронные терминалы, и ваш номер автоматически заносится в базу платежной системы. Практически во всех терминалах есть скрытая опция, в которой говорится, что после пополнения баланса вы соглашаетесь получать СМС-рассылку, и отказаться от этого нельзя.

Кроме того, существует множество фирм, предлагающих помощь юридическим и физическим лицам в массовой рассылке сообщений. Найти их легко, достаточно написать запрос в интернет-поисковике. За небольшую мзду специалисты берутся написать текст сообщения и разослать его клиентам или сотрудникам какого-нибудь предприятия, а если таковых нет, предоставят целую базу данных потенциальных клиентов — для этого СМС оптом покупаются у операторов сотовой связи. Вот и получается, что каждый человек или организация может сделать свою спам-рассылку практически любого содержания и на любые номера без помощи телефона через так называемые СМС-шлюзы.

Ну и еще один вариант, откуда у спамера может оказаться ваш номер: часто бывает, что менеджер одной компании переходит в другую и базу для рассылки забирает с собой.

Прошлым летом в Иркутске СТО «Альтернатива» рассылала СМС-рекламу об услугах по обслуживанию автомобилей Volkswagen клиентам конкурирующей фирмы «Россо Моторс» без их согласия. Базу телефонных номеров клиентов правонарушители получили от нового сотрудника, который уволился из «Россо Моторс».

Каков итог? От спама никто не застрахован, но можно постараться оградить себя от надоедливой рекламы: написать жалобу в УФАС или обратиться за помощью к своему сотовому оператору — частично вас оградят от ненужных рассылок.

  • СМС-рассылка допускается только с письменного согласия абонента.
  • Рекламораспространитель обязан по первому же требованию немедленно прекратить СМС-рассылку.
  • В противном случае компания, рассылающая СМС, может получить штраф от 100 до 500 тысяч рублей.
На фото — скриншоты страниц сайтов, предлагающих быструю массовую  СМС-рассылку по базе данных и без. Стоимость одного сообщения варьируется от 20 копеек до полутора рублей, в зависимости от тарифа и оператора сотовой связи
На фото — скриншоты страниц сайтов, предлагающих быструю массовую СМС-рассылку по базе данных и без. Стоимость одного сообщения варьируется от 20 копеек до полутора рублей, в зависимости от тарифа и оператора сотовой связи
Загрузка...