Стеклянный образ Спасителя

Первые в православной церкви витражи установили в Князе-Владимирском храме Иркутска 

Храм в честь святого князя Владимира, крестителя Руси, не увидишь с центральных дорог, вокруг него тихие дома, детская спортивная школа и много лет заброшенное здание. Дальше от мирской суеты — ближе к Богу, считают его прихожане. По строительным лесам снаружи они догадываются о реставрации, но основная работа пока что скрыта от любопытных глаз — роспись храма идет за Царскими вратами. Несколько дней назад здесь появились первые витражи — очень редкий элемент убранства для православных церквей, а в иркутских они единственные. 

Такой хрупкий, прозрачный материал, как витражи, вызывает восхищение даже у атеистов и далеких от искусства людей. В католическом христианстве они неотъемлемая часть церкви, визитная карточка костелов и европейских древних соборов.

Среди православных храмов первую икону-витраж установили в Исаакиевском соборе Петербурга. Иисус, сквозь которого проходило солнце, как бы спускался к прихожанам во время служб, в остальные дни картина находилась за запертыми дверями Царских врат. В иркутском Князе-Владимирском соборе стеклянного Иисуса — великого архиерея — установили в окне за южными дверями иконостаса.

Собственно, витраж — не дань моде, даже не желание подражать Исаакию. Дело в другом. По мнению автора проекта реставрации, заслуженного художника России Сергея Элояна, с помощью витражей удалось решить очень сложную задачу: в придел, где идет роспись, по-прежнему проникает солнечный свет, разноцветные витражи лишь облагораживают его. Использование дерева в корне поменяло бы освещение в этой части храма. Самое главное — соблюдены церковные каноны, изменился лишь материал.

Стекло на века 

 Напомним, оформлять Князе-Владимирский храм взялся заслуженный художник России Сергей Элоян, «Копейка» неоднократно писала об этом. Вместе с помощниками живописец будет заниматься росписью стен десятки лет — объем работ невероятно огромен. Поэтому изготовление витражей он поручил художницам Екатерине Ильковой, Юлии Бардиной и Ольге Судаковой-Ильиной, которые в течение года создавали великолепные стеклянные образа.

 Три девушки — это слаженный коллектив, работают командой они уже 16 лет, а до этого вместе окончили факультет изобразительного искусства ИрГТУ. Именно их руками изготовлены витражи церкви Успения Пресвятой Девы Марии (Римско-католический костел).

— Там была работа менее тонкая, трудности возникли в момент установки, — рассказала нам Екатерина Илькова. — Заказывать рамы нам приходится в других компаниях, в данном случае в столярных. А для православного храма мы сотрудничали с кузницей.

Каждый из двух витражей состоит из 9 частей, собранных стальными прутьями. По частям стеклянную икону доставили до места, там собрали и поместили в проем.

— Каждый кусочек мы выпиливаем вручную, если необходимо, то обтачиваем специальными инструментами, — описала Екатерина процесс создания витража. — А затем соединяем их воедино. Для этого мы предложили использовать технику Тиффани: каждое стеклышко оборачиваем медной фольгой и затем спаиваем с другими.

Это довольно кропотливый способ соединения, зато в результате получаются легкие и прочные витражи. Само стекло не просто цветное — оно фактурное, с пузырьками и разводами.

— Раньше витражи составлялись из отдельно отлитых стеклышек разной формы и толщины. Теперь мы заказываем из Америки специальный ровный листовой материал толщиной в три миллиметра, — объяснила художница.

Один лист может иметь несколько оттенков, даже в таком цельном виде он сам по себе готовое украшение интерьера. А уж закованное в медь и сталь простоит не один десяток лет на радость людям.

Соблюдая каноны 

 Православная иконопись отличается от обычной живописи как небо от земли, у них разные приемы и принципы. Редко светские художники берутся расписывать храмы, и Сергей Элоян долго размышлял, прежде чем принять предложение настоятеля храма. В одной из поездок по Приангарью Сергей побывал в саянском храме Благовещения и познакомился с протоиереем Алексеем, которого спустя несколько лет перевели оттуда в Князе-Владимирский храм.

Сергей Норикович принял крещение по своему выбору, когда ему было уже 30 лет. Многие отмечают, что творчество заслуженного художника близко к иконописи: содержание образов в книжных иллюстрациях и на полотнах живописца всегда доминирует над формой. Все прописано очень тонко, детально, но никогда герои не перегружены мелочами и не теряются в украшениях. Расписать храм Сергею хотелось давно. Когда он решил взяться за предложенную работу по реставрации храма, то больше года готовился к проекту: ездил в Италию, изучал тему по книгам и альбомам.

К литературе обратились и мастера по стеклу:

— Сергей Норикович предоставил нам эскизы, а мы уже их адаптировали под витражи. Необходимо было соблюсти не только технологию производства, но и учесть каноны православных изображений.

Раньше Екатерина изучала иконопись в университете, но на практике столкнулись впервые.

— Мы хорошо подготовились теоретически, перед тем как взяться за заказ.

 Эскизы в натуральную величину мастерицы рисовали на картоне, а затем вырезали по частям из стекла. Изучив особенности, решили комбинировать основную технику Тиффани со спеканием. Использовали спекание для создания лика и рук Иисуса, поэтому, если приглядеться к витражу, видно, что они слегка выступают над поверхностью стекла. Именно реалистичности и добивались художницы.

— Стекло укладывают насухую и помещают в печь, где при температуре 800 градусов кусочки спаиваются друг с другом, — рассказала Екатерина. — Нами было сделано много вариантов, которые отличались нюансами цвета и тона. Поскольку выбрали технику спекания, возникли непредвиденные моменты: стекло в печи меняет цвет, оплавляется больше, чем нужно...

В дальнейшем художницам предстоит сделать еще несколько витражей — в каждом окне алтарной части церкви. От внешних рам изображения отделяет около 50 сантиметров, так что днем витражи не видны с улицы. Планируется сделать подсветку, тогда вечерами можно будет снаружи любоваться ликами святых, которые внутри увидишь только несколько раз в году.

Большая работа по реставрации Князе-Владимирского храма только начата: в планах Сергея Элояна практически полностью расписать церковь, украсить ее фарфоровыми иконами, витражами. Как и в давние времена, роспись храма — это дело не одного года.

Загрузка...