Среди пострадавших от банкротства туркомпаний есть иркутские туристы

Неожиданное банкротство сразу нескольких крупных туроператоров в начале августа вызвало немало шума и критики в адрес турбизнеса.

Как уже известно, заявили о приостановке своей деятельности сразу несколько федеральных туркомпаний. Согласно предварительной информации, в общей сложности от недобросовестных турфирм в России пострадало около 65 тысяч человек. Среди них есть и иркутские туристы, ведь крупные федеральные туроператоры сотрудничали с большинством иркутских агентств. Известно как минимум об одной иркутской семье, которая купила достаточно дорогой тур в «Ниве» и ей пришлось заплатить за него дважды.

Эксперты говорят, что нынешний летний сезон оказался еще более тяжелым, чем кризис 2009 года. Волна банкротств началась с середины июля. О приостановке своей деятельности 16 июля заявил петербургский туроператор «Нева», через десять дней обанкротилась компания «Роза ветров — мир», затем, 30 июля, — туроператор «Экспо-тур», 1 и 2 августа — турфирмы «Идеал-тур» и «Лабиринт», 5 августа — группа компаний «Интаэр», а 6 августа — ООО «Нордик Стар». В результате неожиданного краха туркомпаний за рубежом остались десятки тысяч туристов, еще столько же приобрели путевки у перечисленных компаний-банкротов, но так и не смогли выехать на отдых.

От краха федеральных туроператоров пострадало и несколько иркутских семей.

— Мы продавали туры от многих крупных туроператоров, и никаких проблем никогда не было. А в этот раз оказались в числе пострадавших. Этим летом у нас были две хорошие заявки: одна семья купила тур за 250 тысяч рублей у «Нивы», другая пара туристов — за 80 тысяч рублей у «Лабиринта», — рассказывает руководитель иркутской фирмы, где туристы приобрели путевки. — Мы свои обязательства выполнили, документы и деньги направили туроператорам, но в итоге столкнулись с серьезной проблемой.

В первом случае туристы должны были лететь 24 июля. Иркутская турфирма заранее направила все документы и деньги. За неделю до вылета решили позвонить в «Ниву», чтобы удостоверится, что все нормально, но на всех телефонах офисов компаний стояли автоответчики. Все они говорили о том, что туроператор «Нива» обанкротился. Семейная пара из двух человек очень хотела отдохнуть именно в этом туре, поэтому решила снова оплатить свою поездку. В итоге, с учетом потерянных денег, отдых им обошелся не в 250, а в 500 тысяч рублей.

Жертвами краха другого туроператора — «Лабиринт» — стали две иркутские пенсионерки. Они купили тур на двоих за 80 тысяч рублей и должны были отправиться отдыхать в октябре. Увы, туроператор неожиданно обанкротился, деньги пенсионерок исчезли.

— У нас был неприятный разговор с туристами. Все документы мы направили в страховую компанию, которая предоставляет страховку «Ниве» и «Лабиринту», сейчас ждем выплаты компенсаций, — говорит руководитель иркутской туркомпании.

Согласно информации центральных СМИ, компенсаций обманутые туристы вряд ли дождутся. Дело в том, что клиенты двух обанкротившихся компаний, «Нива» и «Лабиринт», были застрахованы в компании «Восхождение», которая находится в третьей сотне рейтинга страховщиков, не входит во Всероссийский союз страховщиков, к тому же в конце июля Центральный банк приостановил действие ее лицензии, а риски компании не перестрахованы.

— В этой ситуации много странных, загадочных моментов. Непонятно, почему крупнейший и всегда имеющий репутацию одной из самых надежных туркомпаний туроператор «Нива» за месяц до своего краха отказался от услуг крупной страховой компании и стал работать с мелким страховщиком с не очень хорошей репутацией, — говорит сотрудница одной из иркутских туркомпаний.

Сейчас туристы надеются только на ассоциацию «Турпомощь», которая создавалась именно для того, чтобы решать подобные проблемы. Предполагается, что, если страховая компания не выплатит компенсации, это будет сделано при помощи фонда ассоциации. Однако представители общественности считают, что проблемы с компаниями-банкротами должно решать государство, а не туристическая ассоциация.

— Принцип работы этой ассоциации в том, что ежегодно все туркомпании обязаны перечислять по 110 тысяч рублей в «Турпомощь», из чего и создается этот фонд, направленный на выплату компенсаций туристов. Но почему проблемы, зачастую связанные с действиями мошенников, должны решаться за счет денег добросовестных туроператоров? — недоумевает председатель Ассоциации сибирского байкальского туризма Игорь Коваленко.

В чем же причины внезапного исчезновения крупных компаний с туристического рынка?

Вначале было высказано мнение, что нынешний кризис — это последствия экономических санкций в связи со сложной политической ситуацией. Ведь, как известно, российский турбизнес тесно связан с зарубежными отелями и банками. Но эту точку зрения на днях опроверг министр культуры РФ Владимир Мединский. По его словам, кризис в российском турбизнесе произошел из-за того, что некоторые туркомпании, к сожалению, напоминали финансовые пирамиды и жили за счет будущих продаж.

В Следственном комитете РФ тоже считают, что в действиях турфирм имеются признаки мошенничества. Как правило, владельцы компаний знали о больших долгах, но продолжали продавать путевки, вводя клиентов в заблуждение.

— Про компанию «Лабиринт» давно ходили слухи, что это пирамида и она рано или поздно рухнет, а что касается туркомпании «Нива», то, учитывая многолетний опыт, профессионализм, репутацию одной из самых надежных компаний, причины банкротства не совсем понятны, — говорит директор ООО «Гранд-Отель Турс» Вера Григорьева. — Возможно, одна из причин связана с демпингом. Компания продавала ряд туров по сниженным ценам, скорее всего работая себе в убыток.

Эксперты из числа туристической общественности говорят о том, что кризис назревал давно и начался он после отмены лицензирования в 2008 году. Появилось огромное количество агентств, которые продают туры по сниженным ценам, побуждая всех остальных демпинговать и работать себе в убыток.

— Нынешняя череда банкротств не является неожиданной, — считает директор ООО «Гранд-Отель Турс» Вера Григорьева. — Чрезвычайная ситуация назревала давно, и все понимали, что демпинговые войны, несовершенное туристическое законодательство и люди, зачастую далекие от туризма, которые руководят отраслью в стране, рано или поздно приведут к серьезным проблемам.

Эксперты считают, что навести порядок в туристической отрасли можно, только кардинально изменив систему оказания туристических услуг и законодательства.

После волны банкротств в Госдуму РФ направлен законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ». Если он будет принят, то российские туристы смогут еще до вылета получать документальное подтверждение, что их гостиница и билеты на самолет оплачены. Законодатели считают, что в прошлое должна уйти практика, когда турист вначале оплачивает турпакет, а уже потом, когда приезжает на место отдыха, узнает название гостиницы.

В иркутских туркомпаниях считают, что всему виной слишком лояльное законодательство, а чтобы подобных прецедентов больше не было, необходимы адекватные меры наказания.

— Сколько уже за последние годы распалось крупных туроператоров, пострадало множество туристов, но никакого реального наказания, никаких сроков виновные не получили, — говорит Вера Григорьева. — Мало того, эти компании, которые чаще всего являются финансовыми пирамидами, зарегистрировались и организовали новые турфирмы.

baikalpress_id:  97 123