Спутник золотого источника

Ансамбль «Алтан-Булаг» из Осы рассказывает детям о старинном творчестве

Любовь Романова родилась в селе Бильчир. После 9-го класса поступила в хореографическое училище Улан-Удэ. Вышла замуж и уехала жить в Тункинскую долину. Несколько лет назад она вернулась на малую родину — в Осинский район. Сейчас она работает в краеведческом музее Осы, поет в народном ансамбле «Алтан-Булаг», а в свободное время занимается изучением фольклора, читает книги по этнографии. Сама судьба подарила Любови Спасовне уникальную возможность сравнить разницу традиций западных и восточных бурят. Наша редакция обратилась к Любови Романовой с просьбой рассказать о праздновании Белого месяца. 

 — Западные буряты раньше не праздновали Сагаалган. Этот праздник был распространен в Бурятии, Агинском округе, а у нас он появился только после его возрождения в 90-х годах. Появился — и стразу прижился, стал своим. Недаром, видимо, есть такое шуточное выражение, что у настоящего бурята три праздника: Сагаалган, Сур-Харбан и ненастье, когда можно отдохнуть от повседневных дел. В Усть-Ордынском округе Белый месяц ждут с таким же нетерпением, как и в Республике Бурятия.

Везде есть свои особенности празднования. Например, даже в советское время в деревнях Тункинской долины дети в первый день Сагаалгана бегали по дворам со школьными сумками, в которые в этот день старались положить поменьше учебников. В портфели старшее поколение сыпало детям сладости. У нас такого нет. Зато на западе сохранились уникальные традиции, которых не встретишь больше нигде. Например, правила сватовства. Когда мой муж приезжал знакомиться к моим родителям, его встречали по всем правилам у ворот, готовили именные блюда. Кроме того, в наших селах живут еще люди, которые помнят старинные песни.

Наш ансамбль «Алтан-Булаг» («Золотой источник». — Прим.) старается сохранить их для потомков. Коллектив создан при краеведческом музее. Его сотрудники выезжали в этнографическую экспедицию, записывали материал. Так в нашем репертуаре появились застольные, ехорные и такие уникальные песни, как «Оле нааш» и «Элирбас». Обе они посвящены радости, которую дарит жизнь, встречам с друзьями и родственниками. Мы стараемся ничего не менять в манере исполнения. Еще ансамбль ставит обряды. Через них можно понять многое в жизни народа. Показываем обряды провода невесты, посвящения в охотники. Мы реконструировали обряд «Суд старух», который рассказывает о семье, в которой никак не рождаются дети. Бабушки вызывают к себе главу семьи, стыдят его, проводят обряд. Через год рождается ребенок, и парень приходит поблагодарить бабушек.

В ансамбле «Алтан-Булаг»12 человек. Все уже пенсионеры, но многие работают. Собираемся раз в неделю, по четвергам. В последний месяц к нам присоединились дети. Ходят ученики 4—7-х классов, мальчишки и девчонки разных национальностей. Мы планируем создать из них ансамбль, который будет нашим спутником. Хотим подготовить совместный номер, который покажем во время празднования Белого месяца. Ведь какие бы особенности отмечания Сагаалгана ни придумали бы люди, главное — это радость от прихода весны, почитание старших, связь с младшим поколением. И мы хотим показать это в своем творчестве.

Загрузка...