Спустя полвека сел на отцовский BMW

Полковник милиции в отставке Николай Коваленко прокатился на мотоцикле своего детства

В Иркутске на выставке ретротехники, посвященной Дню сотрудника органов внутренних дел, наибольший интерес вызвал мотоцикл BMW 1949 года. Круг почета на восстановленной технике сделал бывший хозяин легендарной машины — полковник милиции в отставке Николай Андреевич Коваленко. Увидев сияющий новой краской мотоцикл, на котором еще в детстве ездил сам и со своим отцом, он не смог удержаться от нахлынувших чувств, сел за руль. «Последний раз я это делал, когда мне было 15 лет, — поделился Николай Андреевич, — а сейчас мне 70, то есть 55 лет назад». BMW долго стоял в гараже, а вот теперь благодаря специалистам автохозяйства иркутской полиции обрел вторую жизнь.

— Отец работал на шахте механиком и всегда мечтал о хорошем мотоцикле, копил на него деньги, — вспоминает Николай Андреевич. — И вот в 1949 году, под Новый год, ему выплатили большую премию за выслугу лет — тысяч пять или шесть. Он никому ничего не сказал и спрятал деньги дома, в гармошке, на которой давно не играл. А то знаете этих женщин — мама со старшей сестрой сразу стали бы на что-нибудь просить. И в это время на шахту выделили два мотоцикла марки BMW. Отец купил один из них. Мотоцикл был абсолютно новый, скорее всего, его привезли из Германии. А мне тогда всего пять лет было, и, конечно, я возле него все время крутился.

Семья Коваленко жила в Касьяновке Черемховского района. Счастливый обладатель начал использовать немецкую технику сразу после покупки, двигатель работал исправно даже в суровых сибирских условиях.

— Зимой 1952 года заболел мой дедушка, — вспоминает Николай Коваленко. — А морозы стояли жуткие, каждый день 40 градусов и ниже. И вот мой отец садился на мотоцикл и ехал на нем в город, за 20 километров от Касьяновки, к деду в больницу. Приезжал весь заиндевевший...

— Помню, как отец нас с сестрой на нем возил за ягодами, грибами: утром увезет в поле, в лес, а вечером с работы поедет и заберет, — рассказывает Николай Андреевич. — На мотоцикле сиденье было сзади, так вот сестра на нем, а я с ней. Вся беда в том, что у этого BMW нет амортизаторов. Можете себе представить, какие в 50-х годах в деревне были дороги? После долгих поездок у меня поясница болела — так трясло, даже колики начинались. Отцу немного легче было — передняя вилка-то амортизировала, плюс сидушка водителя крепилась на пружинах. Но все равно, несмотря на все неудобства, обладать таким мотоциклом в то время было почетно — примерно как сейчас владеть шикарной машиной типа «Мерседеса». Тогда ведь у простых граждан только велосипеды были да советские мотоциклы. У нашего соседа был «Харлей» — он его с фронта привез. Вот он его выкатит — мы, мальчишки, толканем, он заведется, немного проедет и сломается. Мы его снова в гараж закатываем, сосед неделю чинит, снова выкатывает. История повторяется. Так и не смог он ездить.

Лет в 12—13  Коля уже сам запросто ездил на отцовском мотоцикле. Хотя и еще одна особенность — отсутствие ножного переключения скоростей — делала процесс чуть сложнее. Коробка передач у мотоцикла была как у машины, только сбоку. Выжал сцепление, поддал газу и поехал.

— Году в 55-м или чуть позже отец придумал использовать своего любимца как помощника в хозяйстве и источник небольшого дополнительного заработка, — говорит Николай Андреевич. — На мотоцикл ставили короб, на заднее колесо надевали ремень, цепляли к нему вал, и, когда мотоцикл работал, вал крутился. В короб засыпали примерно куль картошки и мололи его, подставляли тазы и натертый пересыпали в бочку. Так мы делали крахмал, потому что в магазинах тогда его не продавали. Хоть из целой бочки получалось совсем немного, привозили нам картофель со всей деревни. Переработать один мешок стоило 50 копеек. Я прибегу из школы домой и, если кто-то приезжает с картошкой, тру сам, деньги получаю и бегу за арбузом. Почему-то тогда у нас продавали огромные арбузы...  А если отец был дома, то он сам тер, а на эти деньги покупал себе пиво. Позже, где-то в 60-е годы, мотоцикл использовали уже по другому назначению. Наш сосед — большой любитель тайги и путешествий — сделал катамаран, приладив двигатель от BMW. Карданный вал крутил непосредственно винт катамарана, на котором они плавали по реке Белой. Затем отец попытался превратить мотоцикл в трактор — наварил лопасти на колесо, мечтал пахать землю. Но свою мечту так и не успел воплотить в жизнь — к сожалению, умер. С тех пор мотоцикл стоял в гараже как память.

В 1963 году Николай Андреевич окончил школу, перебрался в Иркутск, окончил училище гражданской авиации, где готовили техников по эксплуатации самолетов. Работал преподавателем, а однажды его выбрали секретарем парткома училища. Так началась партийная карьера Николая Коваленко.

Перед пенсией Николай Андреевич работал в отделе пропаганды и агитации УВД, в 2006 году ушел на заслуженный отдых. Но, просидев дома всего два месяца, заскучал и вернулся в строй — теперь уже председателем совета ветеранов органов внутренних дел Иркутской области.

Отремонтировать раритетный мотоцикл пытался племянник Николая Андреевича, но безуспешно — тогда технику еле-еле собрали обратно. Как-то, узнав о частном музее раритетных мотоциклов в Иркутске, Коваленко позвонил туда и предложил свой BMW.

— Мне сказали: ну привозите. А как мне самому его везти? — говорит полковник милиции в отставке. — А тут сидим мы на каком-то торжественном собрании, замначальника полиции рассказывает мне про машины, которые реставрируют, я упоминаю, что у меня мотоцикл BMW есть. А на них же милиция в середине 50-х годов ездила. Мой собеседник сообщил в ГАИ, те сразу перезвонили: «Где и когда забрать?» Восстанавливали его месяца три, много чего заменили, генератор где-то достали, резину, сиденье поменяли, двигатель подремонтировали, табличку на раму переднего колеса приварили. Раньше она немного другая была — белая, изогнутая. Подножку вернули оригинальную — наша-то сломалась, отец другую приспособил, широкую. И вот когда я увидел свой мотоцикл в обновленном виде — очень обрадовался. Представьте, на нем последний раз я ездил 55 лет назад, когда мне 15 было. А сейчас 70…

Метки: Жизнь, Иркутск