Спокойствие, только спокойствие

или Как сделать уроки с ребенком

Родители охрипли, соседи выучили таблицу умножения наизусть, а кот ее даже пересказал… Эта картина знакома многим, у кого есть дети-школьники. А радостный крик «Ура, каникулы!» все чаще раздается от самих родителей, чем от учеников. Ведь дети довольно спокойно относятся к невыученным урокам. А вот вам неоднократно приходится напоминать о домашнем задании и мотивировать на его выполнение. Нужно помнить, что пока дети ходят в начальные классы, они только учатся учиться. Задача родителей — помочь. Но как помочь ребенку в учебе и при этом не сойти с ума?

Для родителей период, когда ребенок пошел в школу, — это «второй раз в первый класс». Во время учения уроков родитель должен учиться вместе с первоклассником, быть ему наставником, а не учителем. Учительница объяснила материал в школе. Дома нужно увеличивать авторитет педагога и научиться пользоваться полученными знаниями. Например, спрашивать: «А как вам объясняла учительница?», «Слушай внимательнее, что тебе говорят на уроке».

Дети в младших классах сильно устают от занятий, поэтому нужно дать им время для отдыха, как минимум 1,5—2 часа. Некоторые дети в это время играют, смотрят мультики, а некоторые ложатся спать. И это вполне нормально. Уже после отдыха можно садиться за уроки.

Конечно, идеальным вариантом будет все-таки… не делать уроки с ребенком, в крайнем случае ограничиваясь проверкой. Но это получится не сразу — в первом классе, когда дети еще только «учатся учиться», держать ситуацию под контролем все-таки придется. Помните: каждые 15—30 минут занятий нужно делать 10-минутный перерыв.

Конечно, продиктовать ребенку решение задачи или правильный вариант расстановки запятых — это и быстрее, и проще, и возникает соблазн пойти по пути наименьшего сопротивления, и ситуация «папа решает, а Вася сдает» (предварительно переписав) никуда не делась — а быть ее не должно. Но если вы сделаете это в начальной школе, то действительно рискуете сойти с ума в средней, когда и предметов будет больше, и материал сложнее (а что-то вы уже можете и не помнить). Поэтому не делайте ничего за ребенка, а добивайтесь, чтобы он сделал это сам. Задачу разжевывать не стоит — обычно бывает достаточно ограничиться наводящими вопросами.

Со 2-го класса нужно потихоньку приучать ребенка к самостоятельности, доверять ему часть работы. Причем выбирать нужно то, с чем ребенок точно справится.

В 3—4-м классе ребенок обычно уже может без посторонней помощи и поддержки делать уроки. Но лучше, когда кто-то из близких находится неподалеку, например в соседней комнате. Ваш ученик должен знать, что к нему придут на помощь, если понадобится.

Обычно в 5-м классе школьник делает уроки самостоятельно. Для работающих мам и пап это праздник. Но вечером все-таки лучше проверить уроки и объяснить ребенку то, что осталось непонятным.

Нужно помнить, что все дети манипуляторы. Они ленятся и не любят учиться, если не показать им, насколько это классно. Поэтому, во-первых, донесите до ребенка, что учиться — это здорово. Сделать это можно с помощью позитивных примеров, мотивационных фильмов и мультфильмов, реальных историй из жизни.

Во-вторых, покажите реальную пользу от знаний. У ребенка должна быть мотивация. Например: «Ты сейчас выполнишь домашнее задание, и мы пойдем гулять» или «Закончишь успешно год — по-

едем в летний лагерь и т. п.». Одним словом, ребенок должен понимать, какую реальную пользу принесет учеба.

И помните, уроки однозначно нужно делать в пятницу. Выходные созданы для того, чтобы ребенок отдыхал. Так же и на каникулах. Не стоит учить уроки на каникулах или читать программные тексты. Это время, когда ребенок отдыхает, занимается хобби, развивает свои таланты, читает интересные книги, смотрит познавательные фильмы. Словом, единственно верный способ не сойти с ума, делая уроки с ребенком, — это вовремя научить его делать уроки самостоятельно.