Сохранилось кое-что советское

Как монументальное искусство СССР вписалось в действительность 2000-х годов

Объекты советского монументального искусства в Иркутске — тема очень увлекательная. Люди, пережившие крушение и распад СССР, прекрасно помнят, какое раздражение поначалу вызывали бесконечные профили Ильича, суровые лица рабочих и колхозниц, серпы и молоты. Они были везде, на любом мало-мальски значимом здании. Все это называлось брезгливым словом «совок». Но со временем отношение к монументальному наследию советских времен стало меняться. Идеологическая составляющая произведений уже давно утратила свою актуальность, зато актуализируется их аутентичность. Эти вещи отражают дух эпохи, и в этом их главная ценность. Обозреватель «Пятницы» собрала небольшую коллекцию иркутского монументализма времен «развитого социализма».

Воспевали человека труда

В Иркутске сохранилось немало интересных монументальных объектов позднего СССР. И уже есть примеры бережного к ним отношения, стремления сохранить их для потомков, чтобы и через сто лет люди могли представить, что это было за время. Самый свежий пример — огромная роспись работы Виталия Смагина «Содружество». Она украшала вестибюль Дворца спорта с момента его открытия в 1975 году. На ней изображены три тематические группы: спортсмены, космонавты и, условно говоря, артисты. В работе чувствуется влияние так называемого сурового стиля, для которого характерны четкие рубленые линии, монохромность, лаконизм. В советское время эта роспись, несомненно, несла идеологическую нагрузку, воспевая труд, устремленность в космос, творческие искания.

В Советском Союзе при проектировании всех общественных сооружений закладывались деньги на художественное оформление. По разным данным, эта сумма составляла до двух процентов от сметы. «Содружество» также создавалось параллельно со строительством здания Дворца спорта и является его неотъемлемой частью и смысловым центром. Именно в этом состоит главная ее ценность. Роспись хранит в себе дух и эстетику того времени.

Однако в 90-е годы вестибюль превратился в торговую площадь с павильонами, которые загородили стену. Ходили разговоры, что руководство Дворца спорта хотело бы вообще избавиться от наследия соцреализма. К счастью, этого не случилось: нынешним летом преподаватели кафедры монументально-декоративной живописи ИРНИТУ взялись восстановить роспись в первозданном виде. И это очень хорошо: у людей есть возможность прийти и погрузиться в эпоху «развитого социализма». К слову, фасад дворца украшает горельеф скульптора Евгения Скачкова, исполненный в той же характерной стилистике. Впрочем, и сам Дворец спорта, нарочито брутальный и тяжеловесный, является довольно редким для Иркутска архитектурным сооружением 70-х годов. Он даже включен в единую базу объектов советского модернизма в России «СОВМОД».

Еще один пример бережного отношения к наследию советского монументализма можно увидеть в здании бывшего правления завода имени Куйбышева, там, где сейчас располагается галерея «РеVолюция». Речь идет о барельефе, изображающем молотобойца. Само здание заводоуправления было построено в 1931—1934 годах и является ярким образцом иркутского конструктивизма. Однако неизвестно, в каком году в нем появился барельеф. Судя по стилистике, это 60—70-е годы. В то время человек труда был возведен в культ, его изображения напоминали героев древнего эпоса. Вот и этот молотобоец мало похож на живого человека, все в его образе говорит о стальной воле, непоколебимости и героизме. Недаром одним из главных лозунгов тех лет был «Труд — дело чести, доблести и геройства». И замечательно, что новые владельцы здания сочли возможным сохранить этот барельеф, хотя, конечно, теперь он смотрится несколько необычно, вступая в диссонанс с продаваемыми здесь же люксовыми предметами интерьера. Но это и хорошо, поскольку такое соседство как бы раздвигает временное пространство галереи. Недаром она носит название «РеVолюция». Свою историю нужно знать!

Гораздо печальнее судьба барельефа с изображением великого химика Менделеева на фасаде делового центра на пересечении Советской и Байкальской. Изначально здание было построено для НИИ «Востсибхимпроект», поэтому для фасада был заказан портрет великого химика. Пятьдесят лет Менделеев как символ мощи российской науки украшал здание, пережив и советскую власть, и перестройку, и реформы 90-х годов. Но нынешней осенью барельеф неожиданно исчез. По неофициальным источникам, управляющая компания решила сдать места на фасаде в аренду под рекламные щиты. Менделеев, видимо, стал помехой, поэтому его решили убрать. Это какое-то совершенно дикое самоуправство — в угоду коммерческим задачам демонтировать объекты монументального наследия. «Пятница» решила направить запрос по этому поводу главному дизайнеру Иркутска. Не управляющей компании решать, что должно висеть на фасаде зданий. Тем более речь идет о ценном, с историко-культурной точки зрения, объекте.

С верой в светлое будущее

Одним из самых популярных направлений монументального искусства в СССР были огромные мозаичные панно на фасадах, в метро и переходах. Однако в Иркутске с мозаикой как-то не сложилось. Очевидно, по причине дороговизны материала и тяжелых погодных условий. Мозаики советского периода можно пересчитать по пальцам. Разумеется, первое, что приходит в голову, это панно из керамической плитки «Интернационал» на пересечении Карла Маркса и Пролетарской, сооруженное в 1967 году некими приглашенными художниками по решению горсовета и горкома КПСС в честь 50-летия советской власти. Туристы охотно снимаются на его фоне и выкладывают фото в соцсетях.

Великолепное, но почему-то малоизвестное мозаичное панно «Энергия» находится в Академгородке — на внешней стене конференц-зала Института систем энергетики. С ним связана интересная история. Первые годы здание института (построено оно в 1967 году) украшал огромный портрет Владимира Ленина. Такие портреты были непременным атрибутом наглядной агитации и утверждались местными райкомами КПСС. Однако проблема была в том, что портрет большого масштаба приходилось рисовать вручную на полотне, а срок службы его был недолог — под воздействием ветра и солнца конструкция быстро приходила в негодность. Поэтому руководство института решило украсить торец более долговечной мозаикой на тему науки об энергетике. Партийное руководство поддержало ученых, но при условии, что содержание панно будет идеологически правильным. 

Реализовать идею взялся талантливый художник Евгений Ушаков. Он специально ездил в Ростов Великий заказывать смальту. В 1979 году работа была завершена. Причем, что удивительно, мозаика на здании института практически лишена пролетарского пафоса с непременными серпами и молотами, знаменами и прочей коммунистической символикой. Вместо этого — женщина, символизирующая энергию мира, созидания, тепла. Такая мозаика вполне могла бы украсить здание в любой стране мира. Жаль только, что сейчас панно практически не видно из-за разросшихся деревьев. Кстати, в Иркутске осталось еще несколько замечательных и даже уникальных мозаичных работ Ушакова, в частности берестяное панно в фойе кинотеатра «Баргузин». Фриз кинотеатра также украшал орнамент работы Ушакова. Однако теперь его уже не увидеть. Здание полностью модернизировано, и весь фасад закрыт современными панелями.

Есть в Иркутске и образцы совсем простой мозаики: например, на бульваре Постышева торец обычной хрущевки украшает панно в виде земного шара, лежащего на трех ладонях — белой, черной и коричневой.

Надпись: «Миру мир». Наглядный символ интернационализма, о котором мы сегодня, к сожалению, стали забывать. Интересно, что жители бульвара очень трепетно относятся к этому незатейливому образчику советского монументализма. Действительно, хрущевки строили поточным методом, и строителям было не до излишеств. Тем не менее фасады, стоящие на самых видных точках, старались использовать для коммунистической пропаганды.

Образцы сохранившейся монументальной мозаики в Иркутске можно обнаружить и в некоторых учреждениях и на предприятиях. Яркий пример — магазин мебели на улице Лыткина, расположенный в бывшем актовом зале бывшего строительного предприятия (в том же здании сейчас находится большой магазин сантехники). Интересно, что здесь все сохранилось практически в первозданном виде. В том числе отличная мозаика из смальты с изображением Ленина. По тем временам такая работа стоила огромных денег — три-четыре тысячи рублей. Значит, предприятие не бедствовало. Наверняка этот Владимир Ильич видел на своем веку немало отчетно-выборных конференций, собраний и заседаний, вдохновляя коллектив на трудовые подвиги. Он и сейчас продолжает с надеждой смотреть в коммунистическое будущее. Хотя будущее самого Ильича неизвестно.

Славному городу Ангарску с мозаикой повезло гораздо больше. В период расцвета этого направления (70-е годы) там была создана целая галерея из 17 мозаичных панно на темы революции, Великой Отечественной войны, великих строек, освоения космоса.

Над их созданием работали местные художники Николай Горохов, Константин Воеводин и Николай Терехов. Причем интересно, что мозаики созданы в разных стилях. Часть работ строго соответствует плакатному канону того времени: суровые лица, стиснутые кулаки, героические позы. Все очень патетично и пафосно. Например, Ленин на одном из панно смотрится настоящим эпическим богатырем с огромными руками и ногами. Или панно в честь революции, на котором маршируют рабочие и крестьяне. Смысловым ядром этой работы становятся их огромные кулаки. Еще один традиционный образ позднего советского монументализма — человек труда. Здесь он в одной руке держит серп и молот, а в другой — тот самый мирный атом, который был призван служить человечеству. Достаточно шаблонный образ, но тем не менее важный для понимания той эпохи.

А рядом панно, на которых изображены декабристы и Мария Волконская с мужем. Эти работы созданы в ином — лирико-драматическом ключе. Здесь все детали тщательно проработаны, а линии изящны и текучи. Также в ангарской серии есть мозаики, вообще лишенные идеологической подоплеки: пейзажи Байкала, дети. Простые и понятные образы, радующие глаз, особенно в зимнюю стужу.
Все эти панно являются достоянием Ангарска и своего рода визитной карточкой, недаром они включены во все интернет-ресурсы, посвященные советскому монументальному искусству. К счастью, сами ангарчане это понимают: недавно группа горожан выступила с инициативой восстановить все надомные мозаики советского периода. Одну мозаику, изображающую воина-победителя (1972 год, автор Константин Воеводин), уже отреставрировали в нынешнем году на средства гранта АЭХК. К проблеме сохранения мозаик подключилась и администрация Ангарского городского округа. Все панно будут приняты на муниципальный баланс, и местные власти обещают, что будет создан музей под открытым небом. Отличная идея!

Вместо заключения

Советское монументальное наследие необходимо сохранить для потомков. Потому что это живой и зримый документ эпохи. Лично я мечтаю о специальном экскурсионном маршруте «Советский монументализм». Туда могли бы войти наиболее интересные объекты 50—80-х годов. Интерес к художественному наследию этого периода очень большой. И чем больше проходит времени, тем больше их историческая ценность.

И еще одна важная вещь: недавно весь мир потрясли кадры, на которых бойцы террористической группировки ИГИЛ уничтожают древние ассирийские памятники в Мосуле. У нас в стране за последние сто лет этот метод борьбы с прошлым использовался неоднократно. В 30-х годах большевики крушили памятники российским императорам и храмы; затем в 60-х стали массово крушить все, что связано с культом личности Сталина; в 90-х началась очередная кампания по уничтожению памятников советского периода. И сейчас, к сожалению, многие призывают разрушить все до основания. Может, пора уже остановиться? Потому что только память о прошлом сможет уберечь нас от повторения его ошибок.

  • Главное – идеология

Советское монументальное искусство четко делится на несколько периодов: в первые десятилетия советской власти художники стремились создавать произведения новаторские и даже авангардные; в 30-е годы был взят курс на классицизм, который достиг своего апофеоза в начале 50-х, получив название сталинский ампир; и последний период — 60—80-е годы, который принято называть советским модернизмом. Содержание всех художественных объектов определялось идеологическими установками, художник должен был воспевать коммунистические идеалы, человека труда, ратный подвиг советских людей, мир во всем мире и т. д. При этом творцы были более свободны в выборе выразительных приемов и средств, им не запрещалось использовать какие-то новые художественные формы, элементы абстрактного искусства. В результате монументальное искусство позднего СССР отличается стремлением к стилизации и упрощению форм. Многие скульптуры, мозаики и барельефы выглядят нарочито тяжеловесными и грубыми. Что интересно, именно произведения этого периода вызывают огромный интерес за рубежом.