Социальный проездной: Ездить будем

С 1 октября вводятся ограничения на количество поездок по единому социальному проездному билету (ЕСПБ): 30 в городском транспорте и 20 — в пригородном

Ранее пассажиры, относящиеся к льготным категориям федерального и регионального уровня, могли ездить по ЕСПБ сколько угодно. Однако данные статистики, которые представило АО «УЭК Иркутской области» в министерство социального развития, опеки и попечительства региона, говорят о том, что в среднем люди пользуются льготным проездным как раз около 30 раз месяц. То есть для большинства из них вводимые ограничения останутся незаметны.

На проезд в городском и пригородном транспорте по единому социальному проездному билету имеют право граждане, относящиеся к льготным категориям федерального и регионального уровня. В Иркутской области для них стоимость ЕСПБ была установлена в 150 руб. еще в 2006 году и в течение 10 лет не повышалась. Такая низкая цена сохранилась лишь в нескольких регионах страны. Для сравнения: в Ленинградской области социальный проездной стоит 340 руб., в Нижегородской — 400 руб., в Орловской — 300 руб., в Брянской — 330 руб.

По льготным проездным люди ездили столько, сколько им было нужно: одни пользовались социальным билетом несколько раз в месяц, другие — каждый день. Деньги перевозчикам за количество проданных ЕСПБ возвращало правительство Иркутской области. В то же время все забыли, что единый социальный проездной билет — это льгота, которая позволяет поддержать человека, оплачивая ему необходимые поездки, а проезд в гости, на природу можно планировать в соответствии с уровнем своих финансовых возможностей. Как показывает статистика, среднее количество поездок для неработающих пенсионеров, инвалидов и других людей, которые пользуются ЕСПБ, составило 30—32, в зависимости от сезона и других факторов.

Городские перевозки относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Именно мэры определяют владельцев транспорта, которые будут перевозить пассажиров по ЕСПБ.

В Иркутске, к примеру, два муниципальных перевозчика, а вот в Ангарске льготников возят все. Причем при заключении контрактов перевозка пассажиров по ЕСПБ стала одним из обязательных условий.

И именно в Ангарске владельцы транспорта решили заработать на льготниках. Сначала, как и положено, они продавали единые социальные проездные билеты по 150 руб., затем по 50, по 25 и в конце концов стали их раздавать гражданам совершенно бесплатно. Смысл в том, что за низкую цену, а тем более «за бесплатно», проездные возьмут даже те люди, которым документы особо не нужны и они никуда не поедут. Перевозчики в этом были даже заинтересованы, ведь компенсацию из областного бюджета они получали за количество реализованных билетов, факт приобретения ЕСПБ фиксировался документально — под подпись, с указанием ФИО и адреса человека, купившего билет.

— Вместе с увеличением количества реализованных социальных проездных увеличилось и финансирование перевозчиков, что создало дополнительную нагрузку на областной бюджет в период трудной экономической ситуации, — комментирует заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Светлана Иевлева. — Правительство Иркутской области и наше министерство не раз отправляли обращения в правоохранительные органы региона и получали ответы: причин для возбуждения уголовного дела или принятия каких-то мер прокурорского реагирования нет, потому что это не нарушает прав граждан.

Чтобы приструнить недобросовестных перевозчиков и создать прозрачную схему отчетности по количеству проданных билетов и людей, действительно воспользовавшихся ЕСПБ, в декабре 2015 года правительство региона приняло решение о проведении на территории Ангарского городского округа пилотного проекта по внедрению электронного социального проездного билета с 1 января 2016 года. Заплатив за такой билет 150 руб. в январе, в последующие месяцы льготники должны были пополнять его баланс на такую же сумму ежемесячно. Проект длился 6 месяцев. 1 июля он завершился, и уже можно говорить о его результатах. Изначально электронный билет получили 27 000 человек. Однако активировали свои карточки 19—20 тысяч человек в месяц, то есть 8—9 тысяч льготников пользовались ими либо нерегулярно, либо не пользовались вообще — никуда не ездили. Для сравнения: в 2015 году в Ангарске бумажные социальные проездные купили 30 000 человек.

За первое полугодие 2015-го ангарским перевозчикам из областного бюджета было компенсировано 65 млн руб., в 2016 году за шесть месяцев — на основе данных об активации электронных карт — 23 млн руб.

— Аналитические данные, которые представляет в министерство АО «УЭК Иркутской области», показывают, что среднее количество поездок в месяц порядка 30, то есть почти столько же, сколько мы и возмещали перевозчикам: за 30 поездок в городском сообщении и 20 — в пригородном, — говорит Светлана Иевлева. — В 2016 году из тех денег, которыми ангарчане пополняли баланс своих электронных карточек, АО «УЭК ИО» перечислило перевозчикам 16 млн руб. За аналогичный период прошлого года они должны были только от граждан получить 34 млн руб., но, с учетом того что они эти билеты либо раздавали бесплатно, либо продавали за меньшую стоимость, они эти деньги фактически не получили. Во время проведения пилотного проекта в Ангарске перевозчики, чувствуя, что теряют легкие деньги, дважды пытались прекратить перевозки льготников — в начале марта и в августе. Пассажиры возмущались, звонили во все инстанции, нервничали.

— В настоящее время в Ангарске опять неспокойно, перевозчики пытаются ввести ограничения на количество поездок самостоятельно и уже начали блокировать карточки, — говорит Светлана Иевлева. — Поэтому правительством Иркутской области принято решение с 1 октября 2016 года ввести ограничение на количество поездок для льготных категорий граждан. Перед принятием это решение обсуждалось с прокуратурой региона, также были изучены практики Верховного суда по другим субъектам РФ. Прокуратура согласовала данное постановление, потому что Верховный суд РФ сегодня говорит о том, что это не ущемляет прав граждан. Единые социальные проездные билеты также остаются дополнительной мерой социальной поддержки, которая не регламентирована федеральным законодательством. Согласно принятому постановлению, с 1 октября по ЕСПБ, независимо от его формы, бумажной или электронной, граждане смогут совершить 30 поездок в городском сообщении и 20 — в пригородном.

По социальному электронному билету уже второй год ездят пассажиры и в Усолье-Сибирском. Его внедрение в Иркутской области будет продолжено, сейчас ведутся переговоры с мэрами Братска, Иркутска и Шелеховского района.

Заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Светлана Иевлева
Заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Светлана Иевлева
Загрузка...