Снежный коллапс: причины и выводы

Последствия обильного снегопада, прошедшего уже больше недели назад, постепенно ликвидируются.

По большинству городских магистралей и дорог можно более-менее сносно передвигаться. Однако у многих горожан остались вопросы: почему такое вполне предсказуемое природное явление, как снегопад (пусть даже при этом и выпала месячная норма осадков), стало для властей неожиданностью? Почему городские службы в среднеэкстремальных условиях не справились с работой?

Субподрядчики на работу не вышли

Снег валил, и его никто не убирал. Судя по звонкам в нашу редакцию, для большинства наших читателей процесс выглядел именно так. На самом деле все не так просто. Оказывается, у столь несложной операции, как вывоз снега, есть немало аспектов, широкому кругу горожан неизвестных.

Например, все знают, что вывозом снега занимается МУП «Иркутскавтодор». У него есть порядка трехсот машин собственной техники. На первый взгляд, это очень много. И действительно, когда снег идет в обычном режиме, ее, по идее, должно хватить.

— На минувшей неделе случился форс-мажор, — объясняет ситуацию Александр Якубовский, депутат городской думы. — Он случается не так часто, не более двух-трех раз за одну зиму. Иркутскавтодор в одиночку с таким объемом снега справиться априори не мог. Поскольку содержать большой парк техники, а также многочисленный персонал ради пяти-шести дней обильных осадков в году муниципальному предприятию неэффективно, в случаях форс-мажора привлекаются субподрядчики, на которых распределяется часть нагрузки. И в этот раз была сделана попытка их привлечь, но она не дала ожидаемого результата — согласились работать далеко не все.

Почему? Беседуя с некоторыми людьми из сферы ЖКХ, мы часто слышали тезис о саботаже.

Честно говоря, такая версия вызывала сомнение. А в чем смысл саботажа? И действительно — на деле все оказалось значительно проще: в местах отвала снега установили весы, и теперь количество вывезенного снега четко документируется. Такой порядок оказался многим предприятиям не по нраву.
С темой наличия-отсутствия весов связан еще один небезынтересный момент, связанный со снежной проблемой.

— Объем вывозимого снега, — объясняет расклад депутат гордумы Александр Якубовский, — закладывается на календарный год, то есть часть объема вывозится с января по март, а оставшаяся часть — с ноября по декабрь. На весь 2015 год было заложено средств на вывоз 217 000 тонн снега. Несмотря на прошлую малоснежную зиму в начале года, согласно отчетам, было вывезено 157 000 тонн снега — это львиная доля от общего годового объема. Соответственно, на конец года осталось всего 60 000 тонн. Необходимо разобраться с методом определения массы снега, вывезенного субподрядчиками прошлой зимой, а также в другие годы. Поскольку снегоотвал не был оборудован весами, массу снега вычисляли при помощи коэффициентов. Такой метод вызывает много вопросов в отношении добросовестности субподрядчиков и бывшего руководства предприятия «Иркутскавтодор».

Собственно, отказ многих субподрядчиков работать в новых условиях, с весами, подтверждает сомнения депутата.

Как сообщил Михаил Чайковский, директор МУП «Иркутскавтодор», в ходе этого снегопада было вывезено 30 000 снега. Так что средств осталось еще на столько же, а зима только началась. Скорее всего, придется обращаться за дополнительным финансированием.

Пять метров ответственности

Стоит заметить, что не очень порядочно повели себя в непростых условиях некоторые частные управляющие компании. Они не только не были готовы к такому объему снега, но и не смогли или не захотели оперативно включиться в процесс уборки дворов  многоквартирных домов. Буквально в этот вторник нам позвонила читательница и рассказала, что она обратилась к руководству УК с просьбой убрать во дворе снег. Ей ответили, что УК отвечает только за полосу шириной пять метров от дома, остальное должен убирать город.

Администрация Иркутска уже отреагировала на подобные заявления со стороны некоторых УК. Как сообщил заместитель мэра — председатель комитета городского обустройства администрации Иркутска Евгений Дроков, за некачественную уборку снега к управляющим компаниям, а также торговым сетям, действующим на территории города, будут применяться меры административного воздействия.

— Мы ведем ежедневный мониторинг, а также получаем сообщения от жителей Иркутска. К тем управляющим компаниям и торговым центрам, АЗС, аптекам, магазинам, которые не справляются с уборкой вверенных им территорий, будут применяться административные меры воздействия, в том числе штрафы, будут приниматься решения об отзыве лицензии.

Весь день, без перерыва

Среди тех, кто все эти дни пытается противостоять стихии, — обычные дворники. Возможно, их труд не очень заметен, но они стараются всеми своими силами повлиять на ситуацию.

Татьяна Антипова работает дворником 21 год. Бороться со снегом она вышла во всеоружии: с лопатой, метелкой, тележкой и так называемой долбилкой.

— Это лом, к которому снизу прикреплен топорик. Он хорошо откалывает лед. Правда, для женщин он тяжеловат, поэтому вместо лома у нас большей частью деревянная или металлическая палка. Ее хватает надолго. Кроме того, когда сильно намерзает лед, нам выдают крупную поваренную соль. Она хорошо разъедает лед, он тает, превращается в кашицу, и ее легко затем убрать.

В последнее время иркутские дворы все чаще убирают представители из Средней Азии и ближнего зарубежья. Один из них — Миша, выходец из Киргизии.

— Я работаю несколько лет, но такого аврала у нас еще не было. Мы с братом во время снегопада работали с шести утра и до самого вечера, пока темно не стало. Без перерыва. И потом снова за работу. Сначала один участок убирали, а затем нас перевели на другой, где обслуживаем восемь домов. Как нам сказали, дворник, который работал до нас, русский парень, бросил все в снегопад, поэтому все дворы на его территории оказались под снегом. Вот теперь после него выгребаем. Снег намерз, пользуемся где-то долбилкой, где-то обычной лопатой. Правда, ее уже сломали. Выдали новую. Где скользко, там посыпаем песком. Так что работы у нас много.

Чтобы город был чистым

Много работы и у МУП «Иркутскавтодор».

— После снегопада мы пробивали проезды к школам, больницам, детским садам, чистили тротуары вдоль дорог, — подвел итоги минувшей недели Михаил Чайковский. — На сегодняшний день 80% титульных улиц расчищены, в ближайшие день-два работы будут завершены. Уберем валы вдоль бортового камня и все примыкающие к главным улицам дороги.

— Наша цель заключается не в зарабатывании денег и получении прибыли, а в том, чтобы город был чистым, — продолжает он. — Сегодня все основные работы по уборке снега ведутся ночью, пока дороги свободны, а днем продолжаются только на тех участках, где позволяет ширина улиц. При больших снегопадах у нас будут дежурить машины на особо опасных участках дороги. Кроме того, все они оснащены системой GPS, поэтому мы в любой момент в режиме онлайн можем посмотреть, где они находятся в данное время. К концу ноября мы планируем создать мобильное приложение, чтобы каждый водитель или пешеход при необходимости мог посмотреть местоположение нашей техники, где она работает. У нас круглосуточно работает горячая линия, отзывы и заявки можно оставлять на нашем сайте, есть обратная связь. В перспективе мы разместим наш аккаунт в социальных сетях, чтобы любой человек мог к нам обратиться.

  • Куда обращаться?

Обращения жителей с указанием адресов и наименований управляющих компаний, не уделяющих должного внимания уборке территорий, принимают по телефону 52-00-03.

Горячая линия МУП «Иркутскавтодор»: 688-213, 89025115186.

Снегопад добавил красоты некоторым улицам Иркутска, но для городских служб и обычных дворников он стал серьезной проблемой.
Снегопад добавил красоты некоторым улицам Иркутска, но для городских служб и обычных дворников он стал серьезной проблемой.
Загрузка...