Синюшка: как избавиться от автомобильных пробок?

В Иркутске рассматривают вопрос строительства новой дороги в районе поселка Маркова

Как известно, транспортная ситуация на Синюшиной Горе одна из самых проблемных в городе. Микрорайон задыхается от пробок, которые в свою очередь порождают очереди в час пик на остановках и создают опасность возникновения аварий. К тому же, чтобы доехать до Синюшки, к примеру, из Октябрьского района на общественном транспорте, приходится больше получаса стоять в пробке в районе «Yam Молла», поэтому время в пути увеличивается в два, а то и в три раза. Заторы возникают и на объездной дороге в районе жиркомбината, и в центре микрорайона. Какие пути решения транспортного коллапса на Синюшиной Горе видят те, кто работает в дорожной сфере, а также администрация города? Об этом мы решили поговорить с нашими экспертами.

А может, убрать маршрутки?

Как говорят в администрации города, одна из главных причин тяжелой дорожной ситуации в микрорайоне связана с небывалым ростом числа легковых автомобилей в городе за последнее время. Ежегодно в Иркутске регистрируется порядка 10 тысяч новых легковых автомобилей. К тому же за счет строительства новых микрорайонов рядом с Иркутском увеличилось количество транзитного транспорта. Очень много людей из Иркутского района, Хомутовского и Марковского муниципальных образований, городов-спутников работают и учатся в Иркутске, поэтому ежедневно ездят в областной центр. К примеру, ежедневно в Иркутск въезжает около 15 тысяч автомобилей из Шелехова.

Другая причина — появление нескольких масштабных торгово-развлекательных центров в микрорайоне, которые, естественно, увеличили поток машин, едущих из центра города.

Эксперты говорят, что в ближайшие годы полностью избавить микрорайон от пробок вряд ли удастся, поскольку необходимы комплексные кардинальные меры, требующие серьезных финансовых затрат. Так как запретить покупать автомобили невозможно, года два назад обсуждалась другая идея. А что если немного увеличить число крупногабаритных муниципальных автобусов и значительно уменьшить число маршруток, а может, и совсем отказаться от них? Кардинально это не решит проблему, но, возможно, такая мера уменьшила бы поток автомобилей и, соответственно, время стояния в пробке.

— С учетом огромного роста частных легковых автомобилей количество маршруток не влияет на транспортную ситуацию микрорайона. К тому же в микрорайоне есть большой спрос именно на небольшие микроавтобусы, — высказывает свою точку зрения на этот счет заместитель председателя Ассоциации автотранспортных предприятий города Иркутска Алексей Колмаков. — Я знаю одного частного предпринимателя, у которого был большой автобус, ходивший по маршруту № 23. Но оказалось, что на нем невыгодно ездить — мало пассажиров. Поэтому он продал его и купил несколько маленьких маршруток, которые постоянно заполнены. Кроме того, микроавтобусы не могут негативно влиять на транспортную систему микрорайона еще по той причине, что в последние годы их число значительно уменьшилось. Многие машины вообще ушли с маршрутов.

Техническая дорога: лучше закрыть

Неоднократно в администрации рассматривался вопрос реконструкции дороги, которая идет по улице Доржи Банзарова до масложиркомбината с выходом на Мельниковский рынок. В настоящее время автомобилисты по ней объезжают пробки в районе «Yam Молла». Но, к сожалению, она не предназначена для большого потока машин, к тому же небезопасна.

— Эта дорога выделена под эксплуатацию теплотрассы, поэтому реконструировать ее запрещено, как и вкладывать в нее муниципальные средства, иначе это будет расценено как нецелевое использование бюджетных средств. Кроме того, по этой дороге с точки зрения безопасности нельзя пускать большой поток транспорта. Там есть один участок, где теплотрасса уходит под землю, соответственно образуя большую насыпь и большой откос. Тем не менее по этой достаточно опасной дороге водители умудряются ездить даже на больших фурах. Поэтому администрация против того, чтобы отремонтировать эту дорогу и сделать ее в качестве альтернативной, — прокомментировал начальник департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации города Павел Русецкий.

В администрации говорят, что эту техническую дорогу лучше вообще закрыть для свободного проезда общественного транспорта, ведь она проходит рядом с тепломагистралью Ново-Иркутской ТЭЦ. Любое ДТП на этой дороге тут же может стать причиной повреждения сетей. Тогда без тепла и горячей воды останется весь город.

Кольцо вокруг города

Эксперты считают, что проблему пробок в этом микрорайоне можно решить с помощью строительства объездной дороги. Еще в советском генплане Иркутска 70-х годов обозначена кольцевая дорога вокруг города, причем один из ее участков непосредственно связан с Синюшиной Горой.

— Обсуждалось два варианта: ближний обход и дальний обход, — вспоминает бывший начальник отделения организации безопасности дорожного движения управления ГАИ Иркутской области Виктор Евсеев. — Ближняя объездная дорога Мамоны — Синюшина Гора была более выгодным вариантом, она могла разгрузить улицу Сергеева на 20% (как раз там, где сейчас образуется пробка. — Прим. ред.). А дальняя объездная дорога Вдовино — Чистые Ключи, по подсчетам, уменьшала число автомобилей в микрорайоне всего на 3%. Вначале выбрали первый вариант, но столкнулись с трудностями — оказалось, что эта территория находится на землях сельхозначения, а значит, предстояло много согласований с Москвой, бумажной волокиты. Поэтому решили строить дальний обход. Хотя мы со своей стороны писали письма в администрацию города, что нужно строить именно ближнюю обходную дорогу. Но нас не послушали. В итоге сейчас по дальней объездной дороге, Вдовино — Чистые Ключи, в основном ездит транзитный и пригородный транспорт, а проблема пробок в микрорайоне так и осталась нерешенной.

Кольцевая дорога разгрузила бы и центр города. Ведь во многих городах Европы используется именно такая схема движения. Поэтому там редко бывают пробки. Однако в администрации говорят, что проект ближней объездной дороги в настоящее время фактически нежизнеспособен, так как земли, на которых планировалось проложить магистраль, отданы под строительство жилых районов. К тому же для строительства глобальных объектов — развязок, новых дорог — нужны большие финансовые ресурсы, которых ни в городском, ни в областном бюджете пока нет.

Научный подход

Какие еще могут быть варианты решения проблемы пробок на Синюшиной Горе? В администрации говорят, что в настоящее время мэр города дал поручение департаменту дорожного строительства, благоустройства и транспорта совместно с НИ ИрГТУ провести научное исследование транспортной ситуации в городе, сделать моделирование транспортных узлов, в том числе на Синюшиной Горе, и подготовить предложения для решения этой наболевшей проблемы.

— Мы должны понимать, что все, что мы сейчас делаем — расширение перекрестков, добавление полосы разгона, полосы торможения, — это временные меры, которые в целом проблему не решают. Профессиональное научное сообщество должно провести научную работу, чтобы рассчитать, какой результат дадут те или иные мероприятия. Опыт Маратовской развязки показал, что нет смысла делать много дорогих проектов для того, чтобы их потом класть на полку из-за невозможности реализации. Зачем тратить деньги на разработку проекта, который не будет реализован в ближайшем будущем, устареет через два года и его придется полностью переделывать? — говорит Павел Русецкий.

Тем не менее в администрации существует план реализации небольших проектов, которые могут частично разгрузить эту территорию от потока машин. В частности, это проект строительства дороги от Марковского муниципального образования (от улицы Мира в Маркова с выходом на Мельничный тракт). Он может стать одной из альтернативных схем движения транзитного транспорта для жителей Шелехова, а также для тех, кому нужно попасть в микрорайон Юбилейный. На строительство этой дороги запланированы деньги из областного бюджета, а в текущем году на муниципальные средства будет проведена подготовительная работа для улучшения транспортной ситуации — ремонт улицы Костычева, которая как раз выходит на Мельничный тракт. Там расширят дорогу, сделают тротуары и установят светофор.

Наряду с этим рассматривается вопрос ремонта путепровода, который проходит через железнодорожные пути. Это так называемое бутылочное горлышко, где поток автомобилей застревает на двухполосной дороге на путепроводе, образуя большую пробку. В настоящее время сложно говорить о сроках. Поскольку это территория железной дороги, необходимо решить разные технические вопросы и провести ряд согласований. В 2014 году также начнется работа по разработке проекта строительства надземного пешеходного перехода на улице Боткина. Планируется на улице Сергеева построить надземный переход, чтобы увеличить скорость движения транспорта.

Некоторые эксперты, учитывая всю сложность транспортной ситуации в микрорайоне, говорят, что в ближайшие двадцать лет дорожное движение на Синюшиной Горе вряд ли кардинально изменится. Другие смотрят на эту ситуацию более оптимистично и считают, что небольшими шагами можно постепенно решить транспортную проблему в микрорайоне. Или хотя бы улучшить ее.

Метки:
baikalpress_id:  25 550