Финансовая грамотность детей

Как сформировать у ребенка правильное отношение к деньгам

Наверное, сегодня уже никто не будет спорить с утверждением, что современному человеку для полноценной жизни нужны денежные средства, и в нашем мире, полном соблазнов, нужно не только уметь зарабатывать деньги, но и правильно их тратить, а в идеале — приумножать. Мы живем в финансовой среде, думаем о деньгах, часто говорим о них. И мы плывем в этом финансовом океане, кто-то на паруснике, кто-то на утлой лодочке, пытаемся обрести уверенность сами и научить плавать своих детей. О том, чем нужно руководствоваться, формируя отношение ребенка к деньгам, во время лекции в библиотеке им. Молчанова-Сибирского рассказала педагог-психолог, консультант по финансовому планированию Юлия Варыханова.

Воспитание примером

— У меня двое детей, и очень много внимания я уделяла их раннему развитию, искала разные методики. И на определенном этапе поняла — всего, что есть в Интернете, недостаточно для того, чтобы мои дети были успешными, — рассказывает Юлия Варыханова.

Книг по вопросу финансового воспитания в Иркутске раз, два и обчелся. Но в 2010 году Юлия познакомилась с консалтинговой компанией, которая проводила лекции для взрослых, где обучали распоряжаться деньгами.

— Мне посчастливилось побывать на этих лекциях. То, что я изучала со взрослыми, хотелось донести до детей. Перед сном я рассказала своим детям сказку про деньги, про медведя-инвестора. Детям это понравилось. Каждый вечер я рассказывала небольшие эпизоды, которые потом вошли в мою книгу «Денежные сказки, уроки финансовой грамотности от 5 до 9». И когда я ходила на семинары, консультировала клиентов, у меня возникла идея заниматься с детьми, ведь большинство родителей не знают, как научить ребятишек обращаться с деньгами. И так постепенно появился клуб «Богатый ребенок».

Прежде чем пытаться привить малышу какие-то навыки, задумайтесь о своих привычках.

Мы можем ребенку говорить: «Поступай вот так». Но если своим поведением, своими действиями мы показываем ребенку обратное, то не стоит удивляться, почему он не следует нашим советам.

— Я расскажу случай из своей учительской практики, — продолжает Юлия. — Один из пап пообещал сделать для школьного кабинета сейф. Шли месяцы, на собрания он не приходил, иногда заглядывал в школу поинтересоваться, как занимается его сын. Причем задавался вопросом, почему его мальчик что-то обещает и не держит своего слова. Сейф мы получили в самом конце учебного года, когда уже весь класс насел на папу, а я смогла ответить на вопрос, почему мальчик не выполняет свои обещания. Я думаю, всем понятна причина.

Поступки, которые порой кажутся для нас незначительными, показывают ребенку, как надо себя вести. Ребенок ведь не понимает, что такое хорошо и что такое плохо, он руководствуется тем, что видит вокруг себя, он подражает нам, взрослым.

Обучение финансовой грамотности должно происходить в семье. Своим примером мы должны показать, как нужно обращаться с деньгами. Когда вечером мама с папой приходят домой, садятся за стол и ворчат, что у них опять нет денег — то же самое в скором будущем будет делать и ребенок. А если родители записывают в тетрадку, сколько и на что потратили, или ведут в компьютере домашнюю бухгалтерию — ребенок переймет правильную модель поведения.

Узнать цену деньгам

Во время лекции Юлия Варыханова задавала аудитории много вопросов. На-пример: «Почему актуальна тема денег?»

— «Потому что их не хватает», «У нас товарно-денежные отношения» — слышались ответы. Чем раньше человек начинает применять и приумножать деньги, тем быстрее они у него увеличиваются — все родители, а также бабушки мыслили в правильном направлении

— С какого возраста человек начинает трудиться? — спросил лектор.

Выяснилось, что кто-то из слушателей мыл посуду в детском саду в 12 лет, кто-то в подростковом возрасте помогал на стройке, кто-то мыл полы. У одной из слушательниц сын в 13 лет дает уроки английского и японского, у одного из пап дочка не работает, но денежные подарки родственников не тратит — эти деньги превращаются в «инвестиционный портфель».

— Сегодня как-то немножко странно воспринимается, что ребенок сам зарабатывает деньги. А в годы Великой Отечественной войны в 7—8 лет дети стояли возле станков, пасли коров, присматривали за младшими, на них ложилось больше ответственности. Современных детей родители стараются оберегать от трудностей. Но если ребенок хочет трудиться, не следует ему это запрещать. Главное, чтобы работа была посильной, не влияла негативно на его здоровье, учебу. Работа — это прекрасный способ узнать цену деньгам, у современных детей с этим проблемы.

Вспомните, что получили дети в этом году от Дедушки Мороза. Интерактивные игрушки, планшеты, мобильные телефоны, а некоторые даже компьютеры. Стоимость подарков, которые дети нашли под елкой, начинается от 1 тысячи и заканчивается 26 тысячами рублей. В большинстве своем ребятишки не имеют представления о том, сколько стоит их подарок, сколько надо трудиться родителям, чтобы на него заработать, что для того, чтобы под елкой лежал смартфон за 26 тысяч рублей, папа взял кредит.

— У меня на занятиях был мальчик, у которого было 6 телефонов, общая стоимость которых превысила 100 тысяч. А дети на занятиях пытаются заработать — продают игрушки, диски. И вот я их спрашиваю: «Ребята, сколько вы заработали на прошлой неделе?» И когда мы сравнили, сколько этот мальчик заработал и сколько денег ушло у его родителей на телефоны, которые он ломал и терял, он по-другому стал воспринимать ситуацию.

Когда мы что-то покупаем ребенку и обращаем его внимание на цену — это не плохо, это не перевод жизни на деньги. Просто мы учим подрастающее поколение ориентироваться в ценах. Когда ребенок уже умеет считать, ему нужно рассказать, сколько стоит молоко, сколько хлеб, сколько игрушки, сколько денег идет на его обучение. Тема финансов должна присутствовать в каждой семье. Это не значит, что дома нужно постоянно говорить о деньгах — это только часть нашей жизни, но она важна.

Совет для взрослых — сначала плати себе

Нужно позволить ребенку получить свой первый финансовый опыт — не надо этого бояться. Первое время будет много ошибок — он будет терять деньги, отдавать своим друзьям и не получать назад, он будет оставлять их в кармане, вешать куртку в раздевалку и приходить со слезами из-за того, что деньги украли. Конечно, мы можем обо всех этих ситуациях предупредить, но пока ребенок не получит свой опыт, он не научится управлять деньгами.

Прежде чем заняться финансовым воспитанием детей, родители сами должны кое-чему научиться.

— Клиенты, которые приходят на консультацию, чаще всего говорят: «Я так старалась отложить какие-то деньги, даже конверт специальный завела, но эти деньги пришлось израсходовать».

Есть маленький секрет финансовой грамотности — плати сначала себе. Все дело в последовательности наших действий. Получая зарплату, мы вносим коммунальные платежи, отдаем долги, оплачиваем кредиты, покупаем продукты, чем-то себя радуем, и если что-то останется — откладываем. Между тем делать нужно все наоборот — сначала часть зарплаты, пусть даже совсем небольшую, положить в банк, т. е. спрятать от себя, а потом платить налоги, кредиты и т. д. Таким образом, постепенно создается капитал на будущее. Это очень важный навык. Кроме того, следует обязательно записывать доходы и расходы и прививать это правило финансовой грамотности ребенку.

Многих родителей интересует вопрос, правильно ли платить ребенку за мытье посуды, полов и окон, а также за хорошую учебу.

— В дом вкладывают силы все члены семьи — взрослые и подрастающий ребенок. К домашним хлопотам нужно привлекать ребенка с раннего возраста. И если упустить этот момент, то на просьбу помыть посуду ребенок будет отвечать: «Почему это я должен ее мыть, я что, раб?» Если за домашний труд, который делала мама или бабушка, начинают платить ребенку — это неправильно. То же самое учеба — мама и папа учились, бабушка училась, все учатся — и никому не платили.

Если ребенок неплохо учится и хочется создать для него дополнительный стимул, его можно поощрить деньгами. Но нужно платить не за каждую пятерку, а ставить перед школьником цель. А еще лучше за достижение этой цели поощрить ребенка совместной поездкой.

Карманные деньги

Карманные деньги ребенок может копить и экономить. Можно завести некий фонд, который составят деньги родителей, деньги ребенка, накопленные деньги, полученные в подарок, и т. п. С этим фондом ребенок также волен делать все что угодно, но предварительно должен спросить согласия родителей. Ведь этот фонд составлен из средств родителей и ребенка, обе стороны дополняют его и должны договориться о том, что и когда купить.

Следующий фонд — крупный и солидный, которого не касаются каждый день. Он предназначен на долго-временные цели. Накопление тоже идет дольше — полгода, год. А потом вместе родители и дети торжественно отправляются покупать то, на что копили деньги. Это наглядный способ показать, что сбережения приносят большую пользу. Кроме того, отложенное исполнение желания — хорошая тренировка характера. И наконец, самую большую радость приносит та покупка, которую предвкушали. По взаимному согласию можно переводить деньги из низшего фонда в высший, что способствует бережливости.

Выделяйте ребенку на карманные расходы столько, сколько может позволить ваш семейный бюджет, даже если на эти деньги можно всего лишь раз в неделю что-то приобрести в школьном буфете сверх программы. Пусть ребенок с ранних лет понимает цену деньгам.

Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы и на желанную для него вещь денег не предусмотрено. Возможно, к следующему походу в магазин ребенок забудет о своем желании. Если же он бредит этой вещью, то можно предложить ему подождать до дня рождения, Нового года и т. д. Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе ребенок решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику — и он все получит.

С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?»

Метки:
baikalpress_id:  25 494