Легенда о Заколоченной церкви: наши дни

Представители «Космопоиска» несколько лет изучали Входо-Иерусалимский храм и связанные с ним мифы

В Иркутске много старинных зданий, в которых время от времени с работниками и охранниками случаются поразительные, необъяснимые события. Об этих встречах с поту- сторонним мы не раз рассказывали на страницах «СМ Номер один». Информацию, связанную с аномальной активностью, стараются проанализировать представители объединения «Иркутск-Космопоиск». Кроме того, специалисты, используя научный метод, исследуют каждый объект, отмеченный визитом потусторонних сил. Входо-Иерусалимский храм, много лет про-стоявший заброшенным и породивший о себе массу странных слухов, «Космопоиск» изучал несколько лет. Своими наблюдениями исследователи поделились с нашей газетой.

История

Стоит отметить, что Входо-Иерусалимский храм стал местом действия, пожалуй, для одной из самых подробных иркутских городских легенд, которая вот уже много лет распространяется в студенческой среде. По словам Никиты Томина, к городской мифологии не стоит относиться слишком серьезно — в этих историях немало выдумки. Но в то же время в рассказах, передающихся из уст в уста нашими современниками, как и в легендах и мифах прошлого, может быть и толика правды.

Входо-Иерусалимский храм, с легкой руки мифотворцев превратившийся в заколоченную церковь, стал жертвой мистических предрассудков, как, впрочем, и место, где он находится, — Иерусалимское кладбище, которое советские безбожники превратили в Центральный парк культуры и отдыха. Надругательство над памятью предков очень болезненно воспринималось людьми, гулявшим в парке было не по себе от вида сохранившихся надгробий. Парк расположился на большой уединенной территории, что, конечно, оценили преступники и наркоманы. Но помимо встреч с вполне земным криминалитетом люди судачили о бесплотных преследователях — призраках, гнавшихся за кем-то тенях.

— Над всей этой темной атмосферой возвышалось старое здание заброшенной церкви, которая воспринималась как церковь из романа Гоголя «Вий», где поселилась нечистая сила, — говорит Никита Томин. — Чтобы адекватно разобраться во всех этих историях, мы на протяжении нескольких лет изучали это мистическое место.

Изучая объект, исследователи всегда стараются собрать историческую информацию. Изначально на месте Входо-Иерусалимского храма в 1793 году была заложена небольшая каменная церквушка, названная во имя Входа в Иерусалим Иисуса Христа. Церковь имела статус кладбищенской, в ней отпевали усопших. К середине XIX века церквушка значительно обветшала и частично была разрушена землетрясением. В 1835 году на этом месте был построен новый храм. В советское время (1930-е годы) купола церкви были снесены. Здание было перестроено и разделено на три этажа.

В марте 2000 года здание церкви было передано в ведение Иркутской епархии. Начиная с 2003 года церковь вновь стали восстанавливать для преобразования ее в действующий храм. К настоящему времени все строительные и реставрационные работы закончены. В апреле прошлого года Входо-Иерусалимская церковь была освящена и сейчас функционирует как полноценный православный храм.

Легенда

Легенда начинается с истории о плохом знаке: когда строительство храма подходило к концу, рухнул главный купол. Никто не пострадал, но строители посчитали данное событие дурным предзнаменованием. Инцидент не послужил препятствием для дальнейших работ, купол водрузили на место, и через несколько лет стройка была завершена. Кстати говоря, разрушение верхней части храма — подлинный факт. В 1823 году обрушился свод в почти отстроенном здании, что затянуло работы еще на 7 лет.

Как гласит легенда, трагедия произошла еще до революции 1917 года, когда храм был действующим. Молодая девушка повесилась как раз под восстановленным куполом. Через некоторое время церковь должны были реставрировать. На самом же деле храм попросту закрыли, забив досками окна и заложив кирпичом дверь.

Прошло несколько лет. Храм заработал вновь. И вот новое самоубийство — на том же самом месте, только в этот раз петлю себе на шею накинул молодой человек. После этого в церкви опять прекратились службы. И когда иркутской милиции понадобился склад, городские власти (дело происходило уже в советские времена) решили передать под нужды стражей порядка заколоченное здание на Иерусалимском кладбище. Потом в храме размещалось общежитие географического факультета, затем лыжная база (и в этом месте легенда не врет — кладовщики, студенты и лыжники действительно квартировали в стенах бывшего храма).

Но как-то все не приживались там люди. Есть версия, что призраки самоубийц преследовали как прихожан, так и работников светских учреждений. В итоге здание храма опять стояло с заколоченными окнами. Вскоре неподалеку открылся техникум. Рядом было построено общежитие, окна которого выходили на заброшенный храм, давший студентам богатую пищу для страшилок. Студенты боялись заходить в кладбищенскую церковь, овеянную зловещими слухами.

Но, как известно, всегда находятся смельчаки. Они не только проникли внутрь, но и решили устроить в стенах мрачного здания посвящение первокурсников в студенты. Испытуемый должен был зайти внутрь после полуночи. С собой разрешалось брать свечу. Вернуться он должен был не раньше 6 утра. Дабы первокурсник не сбежал, старшие товарищи дежурили у дверей. Но тут легенда вдруг говорит о том, что такое испытание никому не было по силам, а традиция посвящения имела статус студенческой байки.

Но однажды храбрец нашелся. Им стал один из лучших студентов — красавец, умница и любимец женщин в одном лице. Честолюбивый паренек услышал байку и загорелся идеей поразить товарищей своим бесстрашием. Сопровождать смельчака вызвалась его любимая девушка — первая красавица курса. Ребята запаслись свечами, блюдцами и, дождавшись дня, когда в общежитии не будет дежурных преподавателей, пошли. Их сопровождали другие студенты, которые оторвали доски от окон. После того как парочка пролезла внутрь, окна снова заколотили, чтобы испытание проходило по-честному. Поскольку выбраться самостоятельно из здания испытуемые не могли, караул студенты решили не выставлять, однако подзадержались на месте, ожидая условленного знака. Запертые в церкви ребята должны были подняться на второй этаж и подать знак свечкой из маленького круглого окошка.

Молодой человек и девушка осмотрелись. Кое-где на стенах были видны остатки церковной росписи, в целом же внутри здания царило запустение: пыль, сломанные доски и лыжи, куски осыпавшейся штукатурки.

Девушка заметила, что в углу стоит рояль. В прошлом она окончила музыкальную школу, поэтому сыграть на инструменте не было для нее проблемой. Музыка, которую исполнила девушка, была под стать обстановке: она нагнетала жуть. Студенты, ожидающие парочку снаружи, поежились. Они дождались знака и отправились спать в общагу.

В легенде есть нестыковки. Одна из них касается событий, наступивших на следующий день после «дежурства» молодой пары. Почему-то на следующий день никто не пошел их вызволять. Все только удивлялись, почему ребята не вернулись. Студенты так разволновались, что рассказали обо всем преподавателям, а те даже пожарную команду вызвали, чтобы взломать окно.

Картина открылась печальная: на месте, где произошло два самоубийства, лежало бездыханное тело девушки. А за роялем, находясь в полном беспамятстве, прятался ее парень.

Вскрытие показало, что девушка умерла от разрыва сердца. Обычно такое происходит после инфаркта миокарда, но погибшая при жизни была абсолютно здоровой. Врачи сделали заключение, что сердце несчастной разорвалось от страшного испуга. Ее парень хоть и выжил, но полноценно функционировать его организм не мог: молодой человек не разговаривал, у него отнялись ноги. Ни милиция, ни родные, ни друзья так и не смогли у него допытаться, что произошло в ту роковую ночь. Легенда гласит, что парень сошел с ума и вскоре умер во сне. А люди, которым доводилось оказаться ночью в парке, уверяли, что из церкви доносятся звуки печальной мелодии.

Исследования

В наши дни в храме также происходили странные события, которым есть вполне конкретный свидетель. Сторож Входо-Иерусалимского храма Андрей Максимов рассказывал журналисту одного из местных телеканалов, что во вверенном ему объекте живут привидения. Они шумят всегда в одном и том же месте — на втором этаже. А ночью, отражаясь эхом от стен, звучат их голоса. Как-то раз сторож увидел ножницы, которые были воткнуты в деревянную лестницу, и проникся уверенностью, что это шалости призраков.

Кроме того, представители «Иркутск-Космопоиска» стали свидетелями странного явления, произошедшего в старом деревянном доме, расположенном рядом с Входо-Иерусалимской церковью.

— Это была вспышка огненного полтергейста, — рассказывает Никита Томин. — За несколько дней в доме выгорели верхние крышки всех розеток и выключателей. На глазах у жителей мощное пламя вспыхивало то там, то тут, причем по несколько раз в день. Горели вещи в прихожей, детская куртка на кресле, одежда в шифоньере, одеяла и многое другое. Самовозгорания вещей начались 30 ноября. Полтергейст буйствовал ровно 3 недели, и уже 6 декабря внезапно все прекратилось.

В самом храме экспертная группа «Космопоиска» побывала несколько раз: в 2009 и 2013 годах. Специалисты проводили исследование как в самом храме, так и на территории бывшего кладбища. Согласно гипотезе, в этих местах могли быть аномально большие отклонения электромагнитных излучений, которые способны вызвать у человека изменение сознания и, как следствие, слуховые и зрительные галлюцинации. В таком состоянии человек может видеть привидение, ощущать присутствие чего-то сверхъестественного.

Что касается рабочих, которые вели в здании храма строительные работы и оставались здесь ночевать, то ничего странного и необычного они не замечали. Но в то же время строители подчеркнули, что от всякой нечисти их защищают молитвы.

Эксперты измерили напряженность и частоту электромагнитного поля (ЭМП). Результаты измерений внутри церкви не выявили каких-либо значимых отклонений в напряженности ЭМП, однако на территории рядом с церковью прибор показал значительные отклонения, даже превышающие норму СанПиН. Что интересно, показания были крайне изменчивы, а границы аномальных значений меняли местоположение, т. е. ЭМП-аномалия словно перемещалась. Однако в ограниченный диапазон частот, вызывающих галлюцинации, эти значения не входили.

— Нам удалось побеседовать с настоятелем храма, а также с ночными сторожами, которые работают здесь уже после реставрации и освящения храма, — говорит руководитель «Иркутск-Космопоиска». — Отец Андрей довольно скептически отозвался обо всех историях с призраками, в том числе и о суицидных эпизодах. Он подчеркнул, что не слышал о подобных событиях, и предположил, что это могут быть всего-навсего городские легенды. Ночные сторожа также сообщили, что по ночам в храме тихо, ничего странного не происходит.

По словам экспертов, результаты исследований указывают на то, что нет никаких надежных оснований утверждать, что район Входо-Иерусалимской церкви является аномальным. Также сомнительно, что он был аномален в прошлом. Вероятнее всего, варварское переоборудование Иерусалимского кладбища в центральный парк развлечений сыграло свою роль в развитии мифов о сверхъестественной активности.

Загрузка...