Новый аэропорт: и снова Поздняково

С землями, на которых, возможно, разместится аэропорт, продолжаются спекуляции

Идея строительства нового иркутского аэропорта, выражаясь фигурально, стара как мир. С тех самых пор в практическом смысле она не продвинулась нисколько. Единственной практической деятельностью на местах явилась массовая скупка земель сельхозназначения, примыкающих к лесной зоне близ деревни Поздняково Иркутского района, отведенной под новый аэропорт. Скупка началась, когда несколько лет назад было объявлено о грандиозном строительстве. И до сих пор спекулятивные операции с землей продолжаются, земля дробится, продается частникам. Но в сельской администрации утверждают, что законного перевода этих земель под домостроение или для иных нужд не будет.

Двадцать пять лет спустя...

— Я помню, что впервые о строительстве аэропорта возле Поздняково сообщил 7 марта 1989 года Рыжков в программе «Время». Я тогда как раз приехал работать в Хомутово, — вспоминает нынешний мэр Хомутовского муниципального образования Василий Колмаченко.

Но с тех пор ни на шаг ближе к новому аэропорту Иркутская область не стала. Несколько раз подавались документы в Главгосэкспертизу. Но там отказались выдать разрешение на поздняковский участок из-за особенностей зоны: туманов, сложного рельефа и нереально больших инвестиций.

С подачи ангарчан прочили место для нового аэропорта под деревней Савватеевкой, в 36 км от Иркутска и 24 км от Ангарска. Потом была мысль насчет степи Усть-Орды, но в дальнейшем Иркутская область с подачи тогдашнего губернатора заболела идеей агломерации Иркутск — Ангарск — Шелехов, куда аэропорт в Усть-Орде никак не вписывался.

Периодически проект международного аэропорта красиво всплывал как символ будущего процветания Иркутской области. И вот неделю назад было объявлено, что Иркутская область теперь наконец знает, где у нее будет этот самый аэропорт. Генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Иркутск» Константин Былинин сообщил, что уже и Министерство обороны согласовало с властями участок, отведенный под строительство, — в старой знакомой деревне Поздняково (предполагалось, что аэропорт будет мешать ракетчикам, которые стоят рядом). Федерация внесла строительство аэропорта в государственную программу развития транспортной системы России на 2010—2020 годы и даст на это 17 млрд рублей при общей стоимости 50 миллиардов.

Садоводческо-коттеджные товарищества

Между тем идея с Поздняково, славно пропиаренная в предыдущие годы, дала неприятные ростки: махровые спекулятивные операции по скупке окрестных земель. Место под аэропорт (при губернаторе Мезенцеве, как нам сказали в поселковой администрации, оно было зарезервировано на семь лет) находится в 5—7 км от деревни. Вокруг — земля для сельского хозяйства.

— Это был ажиотаж, массовая скупка земель сельскохозяйственного назначения. Для деревни это бич. Я считаю, что покупали спекулянты, которые хотели перепродать по более дорогой цене. Покупатели — в основном иркутяне. Кто-то купил 10 га, кто-то 20, а кто-то 100...

Однако аэропорт строить так и не начали, а с землей новым собственникам что-то надо было делать. И вот уже несколько лет они пытаются организовать садоводческие товарищества. Закон это позволяет. Но есть такие понятия, как генплан и территориальное планирование. Эти земли так и останутся сельскохозяйственными, заверяет Василий Колмаченко.

— Эти земли за Поздняково, где-то около 200 гектаров, не входят в генеральный план — ни под строительство жилья, ни под создание садовых товариществ. Когда генплан обсуждался, все это было отклонено.

Что же делают собственники этих земель сегодня? Многие из них уже сменились, некоторые участки раздробили и продали более мелкими кусками — кто же откажется жить в своем доме, в хорошей экологической обстановке, на земле в 25 км от города? Сегодня собственники пытаются провести электричество.

— Правдами и неправдами пишут заявления в «Восточные электрические сети» с требованием подвести свет. Владельцев более мелких участков толкают на это. Они хотят начать строительство. «Восточные электрические сети» без согласования с нами строят сети, можно сказать, что ведут их в никуда, — на тех землях не предусмотрено строительство, — рассказывает мэр.

Процесс перепродажи земель не закончился, он идет полным ходом. Как говорят в администрации муниципального образования, покупателям земли — особенно рядовым гражданам, которые лелеют частную мечту о жизни на свежем воздухе, — нужно особенно тщательно проверять информацию о тех участках, которые им предлагают в районе Поздняково и деревни Тальки. Земли сельхозназначения в том районе таковыми, обещает местная мэрия, и останутся.

Жители хотят пропорциональности

И хотя многие жители Поздняково не в восторге от идеи строительства аэропорта и пожимают плечами: «Зачем оно нам надо?» — они все же мечтают о работе, о развитии деревенского быта в сторону прогресса.

— Мы, конечно, живем надеждой. Если что-то и будет здесь построено, то мы хотим что-то от этого получить. Пропорционально. Люди так и спрашивают: «А нам что от этого будет?»

Сам мэр считает, что такое большое строительство потребует решения большого количества разнообразных проблем. Потребуются устройство социальной инфраструктуры, услуги медиков, почтовиков, учителей, а значит, и сельской местности кое-какие блага цивилизации перепадут.

Загрузка...