У каждого маленького существа свой характер

Энтомолог Сергей Дидоренко уже много лет увлекается макрофотографией

«Давным-давно друг семьи, непревзойденный сибирский фотолетописец Эдгар Дмитриевич Брюханенко, сказал моему отцу: «Подари Сереже на день рождения «Зенит», если что — я ему помогу!» Так в 14 лет у Сергея Дидоренко появился первый фотоаппарат. И почти сразу юный фотограф определился со специализацией. Его визитной карточкой стала макросъемка, которая открыла и ему самому, и поклонникам его творчества совершенно удивительный мир наших маленьких соседей по планете — насекомых, мелких пресмыкающихся и земноводных.

— Почему вы занялись именно макросъемкой?

— Практически сразу я начал фотографировать маленьких существ. Что именно подтолкнуло меня к этому? Возможно, это был мой интерес к биологии, ведь уже в возрасте семи лет я знал, что, когда вырасту, стану биологом. Впрочем, биология изучает всех живых существ, в том числе самых крупных. Так что, если отвечать на ваш вопрос совершенно честно, то не знаю.

— Как вам удается «убедить» насекомых, лягушек, ящериц позировать?

— Не поверите, но некоторые существа чувствуют наш интерес и симпатию к ним и сами приходят фотографироваться. (Улыбается.) Других вообще не заставишь — они будут отворачиваться, убегать, улетать. У каждого маленького существа свой характер, к каждому нужен свой подход. Бывают, конечно, удивительные исключения. Например, вот эта лягушка. Нашел я ее в Таиланде. Она сразу вела себя как ручная. Мы могли фотографировать ее с любых направлений и ракурсов, а она аккуратненько замирала именно там, где положено, шла куда нужно, и каждую фотосессию (их было несколько) заканчивала вполне понятным для фотографа жестом — просто запрыгивала ему на голову, как бы говоря: «Хватит!» При этом мы ее ничем не подкупали — все на основе обоюдного интереса и, уверен, симпатии.

— Не приходится ли насекомых, например, на капельку клея подсаживать, чтобы не улетали?

— Ну что вы! Это, во-первых, негуманно, а во-вторых, для того чтобы получать интересные художественные снимки, это было бы обузой, что ли... С использованием разных ухищрений не получишь естественной, убедительной, красивой фотографии! Ведь для меня важно видеть настроение моих героев, важно понять и передать их характер и эмоции, показать, что они чувствуют в этот момент и каковы их взаимоотношения с другими существами. Конечно, некоторые насекомые не ждут задумчиво, пока я настрою свет, поработаю с фоном и тому подобное (хотя есть и такие, что ждут!). Но в этом много азарта — успеть сделать пару кадров, пока «модель» не убежала, не улетела или не ускакала.

— Как вы выбираете место и объект съемки?

— Иногда это происходит спонтанно — просто взял камеру, пошел, снял. А некоторые кадры задумываются задолго до спуска кнопки затвора. Например, сейчас у меня несколько идей, и я точно знаю, что они будут реализованы не завтра, а в течение нескольких ближайших лет. Бывают «сезонные» кадры, например непарного шелкопряда. Эта бабочка живет очень короткое время. Буквально в течение несколько дней их летает тысячи, даже миллионы, но когда эти дни пройдут, уже не найти ни одной.

Иногда нужно поймать определенный момент. Например, мне доводилось фотографировать процесс выхода бабочки из куколки. Для того чтобы гарантировать съемку, нужно отметить место, где находится куколка, оберегать это место от ее врагов, но, самое главное, не упустить время. Процесс может начаться в любой момент. Освобождение может длиться около получаса, а потом еще столько же занимает разворачивание крыльев (они внутри куколки совсем крохотные). Между прочим, такая разновидность съемки довольно проста: бабочке в этот период абсолютно все равно, что происходит вокруг.

— Какое оборудование требуется для создания таких снимков?

— Минимум — это макрообъектив и макрокольца, которые устанавливаются между объективом и камерой. Максимум не ограничен.

— Вы работаете в каких-то других жанрах, помимо макро?

— Да, фотографирую почти все. У меня есть довольно много хороших, на мой взгляд, репортажных снимков, фотопортретов, пейзажей. Мне кажется, что люди, которые достигли определенных успехов в узком направлении, если речь идет о фото, с какого-то момента начинают видеть и все остальные направления и жанры. Что свойственно фотографии в целом, свойственно любому ее разделу. И если ты освоил узкое направление, то понял все. Ведь не так сложно наработать навык владения другой камерой или разобраться в особенностях нового для тебя жанра. Однако то, чем занимался в течение многих лет, еще долго остается предпочитаемым жанром.

— Ну и традиционный вопрос: какие дальнейшие творческие планы?

— Продолжать работу в Байкальской академии фотографии, которую мы организовали в 2008 году с Натальей Щелоковой. Открыть там новые курсы, например по макрофотографии. Хотелось бы опубликовать несколько фотоальбомов и провести несколько выставок, посвященных Байкалу, северу Сибири, Алтаю, Крыму, Дальнему Востоку...

Метки:
baikalpress_id:  25 457
Загрузка...