Биться по-славянски

В Иркутске возрождают традиции древнерусских боевых искусств

На протяжении многих веков на Руси создавались разнообразные боевые и оздоровительные системы. Одно без другого существовать не могло: здоровое тело, как известно, вмещает здоровый дух. Но сегодня у нас на слуху гораздо больше боевых искусств других народов, нежели собственного. Одной из немногих организаций, которые занимаются возрождением славянских боевых традиций в Иркутске, является сообщество «Руян». У «Руяна» и его бессменного вдохновителя, воеводы Олега Сухарникова, длинная история. Сама организация появилась в начале 2000-х, а опыт преподавания боевых искусств у Олега Владимировича — более тридцати лет. Изначально я хотела поговорить с ним о «Руяне», но получилась целая беседа о боевых системах, а еще — о применении знаний наших предков в современном мире.

В поисках собственных корней

— Еще подростком я начал заниматься боевыми искусствами: классической борьбой, боксом, самбо, — рассказывает Олег Сухарников. — К моему большому счастью, мне удалось застать еще старые школы этих систем. Когда я только начинал учиться, моими преподавателями были люди, прошедшие реальную армейскую подготовку и фронт. Тогда я не придавал этому большого значения, хоть было и интересно. Надо заметить, что классические школы 30—40-х годов — боевые и спортивные — несли в себе очень много элементов наших народных традиций. Уже в то время я начал задумываться о собственных корнях, но учиться продолжал спортивному самбо, а впоследствии стал и преподавать его же. Этим я занимался более десяти лет. И понемногу стал понимать для себя, что нужно искать какой-то иной путь, более эффективный для всех: женщин, детей, пожилых, потому что они-то и нуждаются в защите более всего. Не стоит думать, кстати, что женщинам не место в боевых системах. Вспомните, например, казачек. Кто, по-вашему, занимался воспитанием воинской культуры в ребенке, пока отец был на битве?..

Искать знания лучше всего в культуре, к которой ты принадлежишь — вот к чему в конце концов пришел Олег Сухарников. Постепенно он начал изучать славяно-горицкую борьбу. Горицей ранее называли курган, на котором проводились погребальные состязания. Такой стиль борьбы — не просто воссозданное зрелище, существовавшее в каком-то определенном веке. Это целая система древних славянских боевых приемов и состязательных моментов, которые по летописям и архивам удалось разыскать и собрать воедино Александру Белову, московскому писателю и исследователю воинских искусств.

— Когда я соприкоснулся со знаниями и традициями, то открыл для себя огромный пласт практических знаний, и не где-то на Востоке, а у нас, — продолжает Сухарников. — Я был просто потрясен, насколько обширна славянская воинская традиция. Вообще, вы удивитесь, если узнаете, сколько элементов именно русского рукопашного боя в той же классической борьбе или самбо.

В это же время ему довелось столкнуться с системой Кадочникова. Как многим известно, эта система включает в себя массу аспектов борьбы: психологическую стрессоустойчивость, ориентацию на владение всеми видами оружия, начиная от палки и заканчивая автоматом, умение вести разведку... Постулаты Кадочникова о воинском духе и человеке как психомеханической системе Олег Владимирович тоже взял на заметку, вводя на своих тренировках по самбо разные элементы этой системы. А потом параллельно с самбо начал вести занятия и по славяно-горицкой борьбе, замечая, что результаты тренировок заметно улучшились.

Ориентируясь на реальность

— Нынешний спорт ориентирован на зрелищность, на красивость, — считает Сухарников. — Я же воспитывался на идее о том, что боевое искусство должно быть применимо в реальной ситуации. Если в зале тебя чему-то учат, а для самообороны это запрещают использовать — степень полезности такого искусства резко уменьшается. Я всегда ориентировался и ориентируюсь именно на реальность. Это основная идея. И именно поэтому тренерам — бывшим фронтовикам — через какое-то время запретили вести спортивные школы.

Так постепенно складывалась система «Руян». Название пришло не случайно: Руян (или Рюген) — это остров в Балтийском море, который был последним европейским оплотом ведической культуры и хранителем мощной боевой и духовной системы. Не зря исторические факты гласят, что одно время руянов (предков нынешних западнославянских народов) называли повелителями всей Балтики. За знаниями и опытом на остров мог прибыть любой желающий, оставаясь при своих верованиях и традициях.

— Так получилось, что мы тоже оказались островом, оплотом в море современной культуры, — с оттенком грусти говорит Олег Владимирович.

Иркутский «Руян» создавался не в одиночку: соавторами идеи стали некоторые ученики Сухарникова. Система вобрала в себя базовые принципы славяно-горицкой борьбы, системы Кадочникова, а еще — элементы кулачного боя и множества древнеславянских боевых стилей, восстановленных по историческим документам.

— Самое главное — это осознать, по каким принципам работают мышцы нашего тела, и научиться координировать их работу, — рассказывает Сухарников. — Второй важный пункт — это контроль своего психического состояния. Почему иногда человек стоит и к нему страшно подступиться? Потому что подсознание говорит, что он опасен и может дать отпор, его психическая энергия — уже оружие. Это то, что сейчас называют энергетикой. Вообще, эффективнее всего слушать себя и свой организм — он подскажет, как правильно поступить. Тренировки мы всегда начинаем с игр, простых: выжигала, например, или кошки-мышки. Ради разминки, чтобы заставить тело двигаться. Только игры мы тоже подстраиваем под реальность: скажем, используется камешек вместо мяча.

Русская «Здрава»

Постепенно в «Руян» стало приходить все больше людей разных возрастов, не слишком подготовленных физически: женщины, подростки, дети, и возник спрос не только на обучение бою, но и на оздоровление. И тогда Олег Владимирович начал проводить занятия по русской «Здраве». Это огромная система оздоровления души и тела, которой пользовались наши предки. Не секрет, что многовековые наблюдения за природой позволили нашим предкам создать целый комплекс лечебных и профилактических мероприятий. Отголоски этой системы мы видим в использовании сегодня народных средств от простуды, методах закаливания и многом другом.

Русская «Здрава» прежде всего предлагает человеку вернуться к природным, естественным ритмам жизни. Научиться слушать и понимать, как устроено собственное тело и как оно взаимодействует с окружающим миром. Сюда входят и гимнастика, и ладки тела (ладить — исправлять недостатки), и правильные движения, и массаж... Например, «Веи» — гимнастика, связанная с подготовкой внутренних органов к нагрузкам посредством «скручивания» и «заламывания» позвоночника. «Бодринь» — упражнения, основанные на потягиваниях. «Яриги» — комплекс силовой гимнастики... Это только капля в море. Из всего этого Олег Владимирович взял основное, дополнил собственными наработками на основе смежных систем и ведет «Здраву» параллельно с искусством боя.

— Правда, сейчас занятия по «Здраве» пока не ведутся — нет помещения, — говорит Сухарников. — Да и на боевое искусство сейчас ходит не так много народу, на каждой тренировке человек шесть бывает. Кто-то не может в один день, кто-то в другой... Хотя вообще вокруг нас достаточно людей. Другое дело, что надолго остаются те, кто действительно проникается идеями.

По возможности «Руян» принимает участие в фестивалях, тренингах и выступлениях, чтобы развивать собственную систему и — с другой стороны — чтобы об идеях узнавали как можно больше. Например, этой осенью побывали на фестивале мастер-классов «Феерия состояний» в поселке Олха, где продемонстрировали упражнения из «Здравы». Поучаствовали в тренинге по казачьему Спасу, набравшись умений. Дело «Руяна» и смежных систем живет и находит своих последователей, убедительно доказывая, что традиции — это все-таки не пережиток прошлого, а реально работающие методики.

Метки:
baikalpress_id:  25 436