Границы застолбят

В Иркутске на Култукском тракте планируют установить въездной знак, в Баяндаевском районе — скульптуру изюбра

Возле многих городов Иркутской области можно увидеть огромное количество въездных знаков, как близнецы похожих друг на друга. Бело-серые вертикальные сооружения из бетона с названием города массово ставились в советское время. Тогда было не до оригинальности. Между тем, по уму, эти знаки должны быть визитной карточкой населенного пункта. По въездной стеле гости могут получить первое впечатление о населенном пункте, его истории, традициях. В последнее время о внешнем виде въездных знаков стали заботиться власти разных городов и районов региона: кто-то красит и ремонтирует, а кто-то заказывает проект.

Въездные знаки упрощали

Одна из самых масштабных стел расположена при въезде в Баяндай. Она была установлена в советское время, сделана капитально, по-хозяйски, не без атрибутов того времени — в виде звезды. Где-то, впрочем, до сих пор на въездных знаках красуются серпы, молоты и даже портреты Ленина.

— Мы каждый год весной эту конструкцию белим, чтобы была аккуратной. Но в планах — ее капитальный ремонт. Надо успеть к областному Сурхарбану, который в будущем году будет проводиться в Баяндае, — говорит глава Баяндая Андрей Борхонов.

Не давали волю творчеству и в других городах нашей области. К примеру, в Усть-Илимске автором въездного знака стала художница Маргарита Лаур, приехавшая из Ленинграда и оставшаяся в Сибири надолго.

Так, художница спроектировала въездной знак, но «на верхах» до предела упростили конструкцию. Более простым, если не сказать примитивным, оказался в итоге шрифт, которым написано название города; материал, из которого планировалось изготовить стелу, в итоге был заменен на более простой и дешевый.

Упрощение многих эскизов въездных знаков в итоге, возможно, и привело к их излишней простоте, похожести друг на друга.

Единение с природой

Но иногда стремление к творчеству брало верх. Чего стоит, к примеру, композиция, которая находится при въезде в Усть-Ордынский округ со стороны Иркутска, — всадник на коне при въезде в п. Усть-Ордынский. Кстати, скульптор Евгений Скачков, который является автором этого произведения, вспоминал, что задумывалась скульптура несколько другой.

— Иркутскавтодор в свое время заказал работу по въездам в населенные пункты. Первым населенным пунктом была Усть-Орда, они туда вели дорогу. Нужно было что-то сделать. Я помаялся. Первый вариант был грандиозный, но, так как базы никакой у нас не было, пришлось поумерить свой пыл. Как-то увидел в поле скачущего на коне мужичка и подумал: «А почему бы и нет?..» Фигура всадника на коне — это как приглашение посетить эти места.

Иркутскавтодор выделил Скачкову гараж для работы. Одной только глины на скульптуру ушло около 30 тонн (!). По замыслу автора всадник и конь олицетворяли единение человека с природой. Но тогдашние чиновники были от этой мысли страшно далеки.

Первый секретарь обкома Банников, приезжая по делам в Усть-Ордынский, заметил, что на коне нет узды, и попенял руководителю округа: мол, тот округом не управляет, не в узде он у него. «Не будет узды — я тебя сниму», — пригрозил Банников. В скором времени дюбелями прикрепили в нужном месте узду, хотя, согласно замыслу Скачкова, ее, конечно, не должно было быть.

Появится олень

По-своему обозначить границы района попытались уже в наше время власти Баяндаевского района. На границе Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов есть только неприметная прямоугольная конструкция, на одной стороне которой написано о том, что вы въезжаете в Баяндаевский район, а на обратной — что начинается Эхирит-Булагатский район. Это примитивное сооружение ничего не говорит о земле, куда въезжает гость, и об ее людях, посчитали в районе и придумали нечто особенное.

— Мы захотели обозначить начало нашего района не просто буквами. Мы решили поставить на этом месте оригинальную скульптуру благородного оленя — изюбра. Почему изюбра? Да потому что наш район — родина этого прекрасного животного, — рассказывает первый заместитель главы Баяндаевского района Василий Моноев. — У нас уже выполнен эскиз скульптуры, и даже есть ее копия высотой 25 см.

Маленькая скульптура в виде оленя на скале пока украшает кабинет чиновника, а в следующем году местные власти надеются установить на въезде в район гипсовое изваяние в натуральную величину.

За изготовлением эскиза обратились к земляку, Павлу Михайлову, который сейчас работает вместе с уже признанным мастером Даши Намдаковым.

Баяндаевцы не без гордости рассказывают, что Павел Михайлов окончил Красноярское художественное училище имени В.И.Сурикова, стал талантливым художником и еще прославит их края. Рядом с гордым изюбром впоследствии на месте въезда в район появится смотровая площадка, где можно будет посидеть и помолчать, созерцая прекрасные виды. В Баяндаевском районе надеются, что с новой скульптурой появится на их земле и новая традиция: влюбленные пары во время свадебной церемонии непременно будут приезжать на это место и кланяться предкам.

Въездной знак на Култукском тракте

Казалось бы, Иркутск, как областной центр, уже давно должен был застолбить свои границы на всех трактах. Но пару лет назад иркутские власти обнаружили брешь на одном из выводящих из Иркутска трактов — Култукском. Никакого обозначения нет здесь и по сей день. Это недоразумение иркутские власти решили устранить. Еще в 2012 году был проведен открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на разработку эскизного проекта въездного знака города Иркутска по Култукскому тракту. В конкурсе тогда победило ОАО «Иркутскгипродорнии».

Разработчики проекта к работе подошли творчески. Как поясняет архитектор стелы Анна Стегайло, за основу разработки проекта въездного знака был взят ассоциативный ряд основных символов, которые характеризуют Иркутск как старинный русский город с более чем трехвековой историей. Память о прошлом — это основа благополучного будущего. Эту мудрость архитекторы и решили использовать при создании стелы.

Разработчики проекта пред-ставили образ Иркутска в виде светлого вертикального параллелепипеда, устремленного ввысь. Наверху стелу украшает рельефное изображение герба города. Изображение герба выполнено из бронзы, без применения цвета. Отсутствие ярких цветов компенсировалось пластикой исполнения изображения. Ниже, на вертикальной плоскости, предлагалось разместить рельефную надпись «Иркутск» в стиле древнеславянского шрифта.

Со стороны выезда из Иркутска — наверху — изображено привычное нам очертание озера Байкал, выполненное также из бронзы рельефным способом. Ниже есть надпись: «Дорога к Байкалу».

— Въездной знак предлагается выполнить не из привычного бетона, а из композиционного материала — стеклопластика, методом контактного формования, — рассказывает архитектор. — Этот материал обладает высокими механическими свойствами, устойчивостью к агрессивным средам и низким перепадам температур. Он долговечен и художественно выразителен.

Планируется также облагородить площадку, где будет установлена стела. Разработчики предложили выполнить площадку с применением мощения натуральным камнем. На обочине дороги будет сделан парковочный карман.

Между тем материалы уже более года назад переданы заказчику, но стела в обозначенном месте так и не появилась. В иркутской мэрии ответили, что средства на изготовление и установку въездного знака пока не выделялись. Возможно, приступить к изготовлению знака мэрия не может из-за дороговизны знака. Материал, который предлагается использовать, не самый дешевый, а городу, судя по всему, пока не до украшательств.

Кстати

В Приангарье есть опыт установки скульптуры на дороге, никак не связанный с границами населенного пункта. Так, в Слюдянке есть памятник, изображающий сцену из басни Крылова «Зеркало и обезьяна», где медведь сидит перед мартышкой, заглядывающей в зеркало. Скульптура была установлена еще в 1978 году и считается одной из самых необычных на территории всей страны. Идея установки памятника принадлежала местным дорожным службам. Дело в том, что этот участок дороги был очень аварийным из-за достаточно крутого поворота. Нужно было какое-то препятствие, которое заставило бы водителей в этом месте поневоле сбрасывать скорость. Таким препятствием и стала скульптура.

Метки:
baikalpress_id:  25 435
Загрузка...