Иркутский Голливуд

Более десяти художественных фильмов иркутского производства вышло в широкий прокат за последние несколько лет

Идея снимать художественное кино в Иркутске витала давно. Останавливало отсутствие развитой киноиндустрии. Все понимали, насколько сложно снимать художественные фильмы, не имея соответствующей базы — финансовой, материальной, актерской. Но когда несколько лет назад в Бурятии вышел фильм «На Байкал!», а затем его продолжение, все сомнения по поводу создания местного кинематографа тут же улетучились. Местные киноманы и все, кто давно мечтал снимать в Иркутске художественные фильмы, поняли, что это вполне реально, и принялись воплощать давно вынашиваемые идеи на широком экране.

Обратная сторона Сибири

Так в иркутской культуре появилось новое направление — художественное кино. Только за последние несколько лет снято уже более десяти полнометражных картин. Пожалуй, самым крупным событием стал фильм «Похабовск. Обратная сторона Сибири». Отличительной чертой этого кинопроекта можно назвать его народность. Впервые съемки художественного фильма в Иркутске превратились в глобальное общественное движение. После того как создатели сообщили, что авторы предлагают всем поучаствовать в создании виртуального сибирского города на экране, люди начали активно придумывать герб, законы, названия улиц и достопримечательности Похабовска. Таким образом, в этом проекте приняло участие более 50 тысяч человек. Одним словом, к рекламе и пиару своего творения создатели фильма подошли креативно.

Еще один несомненный плюс фильма — это необычная идея. Похабовск — это собирательный образ сибирского города, в котором показаны узнаваемые для любого провинциального сибирского города персонажи: коррумпированные бизнесмены, гопники и гастарбайтеры, тщеславные и недалекие чиновники, жены олигархов и другие. Забавно, что съемки «Похабовска», сюжет которого основан на выборах, совпали с реальными выборами депутатов в Иркутске и в других сибирских городах. Создатели фильма решили использовать этот факт в качестве дополнительного пиара, и афишные тумбы пестрели плакатами «Выбирай Туговатых!». Причем некоторые иркутяне, те, кто не был в курсе съемок фильма, действительно думали, что это агитация реально существующего кандидата.

Как показал кинопрокат, «Похабовск. Обратная сторона Сибири» стал одним из самых кассовых фильмов, которые когда-либо снимали на территории Сибири. В кинозалах настоящий аншлаг: если заранее не купить билеты, то попасть на фильм, особенно в выходные, почти невозможно. Видимо, такой ажиотаж возник благодаря масштабной рекламе фильма. Но создатели картины думают, что, скорее всего, главную роль здесь сыграло сарафанное радио. По словам режиссера фильма Юрия Яшникова, зрители восприняли фильм очень хорошо, положительных отзывов о фильме больше 90%.

— Мы люди адекватные и понимаем, что наша работа далека от совершенства и в ней много недостатков. Но когда я пересматриваю самые ранние картины Гайдая, то вижу, насколько они далеки по качеству от тех его фильмов, которые стали классикой, когда он отточил свое режиссерское перо. Так что, видя все недостатки, мы не впадаем в отчаяние, а собираемся над ними работать. Это наш первый фильм, и мы понимаем, что зрители уже не простят нам те же недостатки во второй раз. Работая в кинематографе, лет через десят мы получим такое количество знаний и опыта, что из любителей перейдем в категорию профессионалов-кинопроизводителей.

Про шоу-бизнес

Еще один художественный фильм вот-вот выйдет в прокат в иркутских кинотеатрах. Это первая иркутская художественная картина о шоу-бизнесе. Называется она «Аномалия». По большому счету это и первый абсолютно иркутский фильм. Съемочная группа состоит полностью из иркутян, в отличие от других местных картин, где принимают участие в том числе и артисты и режиссеры из Улан-Удэ или Москвы. Сценарий написал режиссер, журналист и кинодокументалист Антон Кодкин. Фильм философский и жизненный. Он о том, что нужно воплощать свои мечты, быть верным своим идеалам и стараться не переходить в эмоциональных порывах ту грань, за которой не избежать негативных последствий.

— Когда мы решили снимать этот фильм, вокруг было много пессимистов, которые не верили в то, что мы доведем свою идею до конца. Начали мы работать на свой страх и риск, причем поначалу снимали на обычный фотоаппарат. Но потом люди стали в нас верить. Нашлись спонсоры, благодаря которым мы приобрели хорошие кинокамеры и остальное оборудование. В общем, работа закипела, — рассказывает Антон Кодкин. — Кстати, сейчас мы снимаем на оборудовании, которого нет в Иркутске, поэтому процесс озвучивания и монтажа, видимо, будет проходить в Москве либо в другом городе, где есть соответствующие технические возможности.

Как рассказал режиссер фильма Антон Кодкин, иркутяне увлеченно и массово принимают участие в «Аномалии». В настоящее время уже отснято около 65% материала для фильма. Учитывая, что в Иркутске профессиональных актеров не так и много, режиссер ищет в первую очередь нужные для картины типажи.

— Чтобы фильм окупился, он должен быть в первую очередь интересным. У меня раньше был наставник, который говорил, что художественное кино бывает только двух жанров: скучное и нескучное. Оно может быть каким угодно — массовым, авторским, любого стиля, направления. Это не играет роли. Главное, чтобы фильм вызвал искренний интерес у зрителя. А сейчас в массовом прокате идет около 80% скучных фильмов, но люди все равно приходят в кинозалы, потому что у них нет выбора.

Перспектив мало

Стоит отметить, что за последние несколько лет в Иркутске в широкий прокат вышло еще несколько местных художественных кинолент.

Характерно, что у каждого фильма своя оригинальная необычная идея, свое ноу-хау. Например, в Иркутске недавно сняли первый художественный фильм про инопланетян — «Космонавты». Кроме того, в Нижнеудинске снят художественный фильм о лихих 90-х «Жила душа». А режиссер из Ангарска Геннадий Костылев за последние два года выпустил сразу два художественных фильма — «Стилист» и «Чужая жизнь». Также недавно вышли картины совместного производства Иркутска и Улан-Удэ — «Решала» и «Отхончик». Конечно, самым громким фильмом российского масштаба стала картина «Сатисфакция» режиссера Юрия Дорохина с участием Евгения Гришковца. Фильм был показан на фестивале «Кинотавр» в Сочи.

Несмотря на такой ажиотаж и настоящий бум художественного кино в Иркутске, режиссеры местного кинематографа оценивают свое будущее не слишком оптимистично. Причины — в отсутствии поддержки государства и развитой индустрии кино.

— Мне кажется, в Иркутске вряд ли будет создан настоящий, полноценный кинематограф. Дело в том, что власти города не оказывают никакой финансовой и материальной поддержки. Если бы можно было создать хорошо оборудованную киностудию, не искать спонсоров для того, чтобы найти деньги для создания фильма, которые, кстати, очень трудно найти... Мне кажется, все закончится тем, что талантливые режиссеры и актеры переберутся в Москву, где больше возможностей для самореализации, — считает режиссер Антон Кодкин.

Его коллеги говорят и о другой проблеме. К сожалению, если директора крупных кинотеатров видят, что на рекламу иркутского фильма потрачено очень мало денег, то зачастую отказывают в прокате, мотивируя это тем, что фильм будет некассовым, а значит, убытки неизбежны. Впрочем, история с фильмом «Похабовск. Обратная сторона Сибири» показала, что местный фильм может быть не только кассовым, но и способен побить все рекорды в плане заполнения кинотеатров. Так что хочется верить, что у иркутского кинематографа замечательное будущее и в местных кинотеатрах мы еще увидим картины, которые не будут уступать по качеству лучшим кинолентам.

Метки:
baikalpress_id:  25 423