«Внимание: за штурвалом мистер Уотсон!»

26 лет назад в Иркутске побывал «величайший капиталист всех времен»

Несколько американских транспортных самолетов «Дуглас» Си-47 после Великой Отечественной войны исправно служили в Иркутском аэропорту. Потом наступила война холодная, когда никаких иностранных машин в наше небо не допускали (исключение — непрошеный гость, самолет-шпион У-2, сбитый над Уралом 1 мая 1960 года). В хрущевскую оттепель прилетали главы дружественных государств, но почти все — на самолетах советского производства. А чтобы «американцы» — нет и нет! Только через 40 лет блокаду уверенно прорвал «Лирджет-55» (таких машин для деловых людей в США было выпущено всего 150 штук). Изящный «Лир» 7 июля 1987 года с тонким реактивным свистом прошел над Иркутском и вскоре зарулил к перрону. С откинутой дверцы-трапа на бетон легко спрыгнул долговязый и худой старик — в очках и белых джинсах. Я, корреспондент областного радио, знал, что Томас Уотсон — ветеран Второй мировой. Но в то, что 73-летний человек сам сидит за штурвалом, было трудно поверить...

Родитель компьютеров

В 1914 году в жизни 40-летнего Томаса Уотсона случилось два знаменательных события. Во-первых, у него родился сын Томас Уотсон-младший. А во-вторых, он основал компанию, которой позже было суждено стать одной из самых мощных в мире — IBM (правда, название International business machines появилось только в 1924 году). Начав с табуляторов — простейших счетных устройств, — компания вскоре стала производить и успешно продавать арифмометры, весы, кассовые аппараты, перфораторы, пишущие машинки и прочее.

Кстати, Уотсон-старший был самоучкой, имел за плечами лишь среднюю школу, зато рано научился разбираться в людях. И в первую голову стал ценить тех специалистов, которых принято называть упертыми. Глава фирмы в мире бизнеса прославился как умелый менеджер и автор довольно остроумных высказываний. Наверное, и сейчас многим покажется полезным, например, такая его сентенция: «Ничто на свете не заменит упорства. Талант? Но талантливые неудачники сплошь и рядом. Гений? Но непризнанные гении давно вошли в поговорку. Образование? Но мир переполнен дураками с хорошим образованием. Только терпение и труд все перетрут!»

И в самый разгар Второй мировой войны — в 1943 году — Ай-би-эм произвела первый компьютер «Марк-1», занимавший огромный зал и весивший почти 4500 кг. Военные эксперты, осмотрев новинку, сказали, что Пентагон готов приобрести только один «Марк». Но при этом скептически заметили: «Не хочется огорчать вас, мистер Уотсон, но вряд ли вам удастся продать в мире даже пять ваших машин...»

Самое удивительное, что и «родитель» компьютеров придерживался такого же мнения.

Авария в Якутске

А в это время Уотсон-младший летал по трассе Аляска — Сибирь. Бывший командир перегоночной авиадивизии Илья Мазурук вспоминал, как 19 ноября 1942 года в Якутске приземлился тяжелый американский бомбардировщик Б-24 «Либерейтор» («Освободитель»), на котором из Москвы домой возвращалась миссия командующего ВВС США генерала Брэдли.

Стояли сильные морозы. Несмотря на то что наши техники всю ночь грели капризные моторы, утром все же случилась авария. Сразу же после взлета и набора высоты в самолете отказал один из четырех двигателей. Началось обледенение. Командир Файджелл и второй пилот капитан Уотсон приняли решение вернуться. И вовремя — видимость резко ухудшилась, самолет едва перевалил горную гряду и с трудом сел.

Несколько дней американцы во главе с генералом Брэдли провели в Якутске, а потом попросили доставить их на Аляску советским самолетом. «Освободитель» же с благодарностью оставили нам.

Интересно, что СССР во время войны настойчиво просил у союзников эти замечательные «летающие крепости» — Б-17 и Б-24. Но американцы будто не замечали просьб. Тем не менее чуть позже в Якутске примерно при таких же условиях остался еще один Б-24. Но тогда комдив Мазурук настоял, чтобы подарок оформили нотариально, ведь четырехмоторную машину американскому летчику подарила богатая мама...

Бизнесмен и дипломат

Тогда, 26 лет назад, о прибытии знаменитости в Иркутск нас, журналистов, заранее предупредили. Интернета, конечно, еще не было. Но в библиотеке мне удалось разыскать старый номер журнала «Тайм» со статьей о династии Уотсонов. Так я узнал, что после войны сэр Томас принял бразды правления компанией.

А еще в статье говорилось: «Если доходы пайщиков какого-либо предприятия считать мерой успеха его владельца, то Томас Уотсон-младший — величайший капиталист всех времен. Когда он в 1971 году ушел на отдых с поста главного исполнительного директора корпорации IBM («Интернэшнл бизнес машинз»), ее акции стоили на 36 миллиардов долларов больше, чем за 15 лет до того, как он принял руководство этой компанией от своего отца.

Такой рост в истории современного бизнеса является беспрецедентным по размаху и продолжительности. А между тем Уотсон никогда не посвящал себя целиком работе в этой компании. Например, при президенте Картере он занимал пост посла США в СССР (1979—1981 годы) и был активным и горячим сторонником сокращения ядерных вооружений...»

А в 1987 году исполнялось 45 лет перегоночной трассе Аляска — Сибирь, и 73-летний мистер Уотсон решил совершить перелет в память об этой дате. Он взял с собой внука Уильяма, сел за штурвал «Лирджета» и отправился по маршруту Райбрук — Рейкьявик — Хельсинки (здесь он взял на борт российского штурмана) — Москва — Сыктывкар — Новосибирск — Иркутск — Якутск — Анадырь — Анкоридж.

Во время остановки в Москве он навестил Мазурука и позвал с собой, но прославленный ас и полярник уже был болен — с Ильей Павловичем они простились навсегда (через год не стало и Уотсона).

Иркутск — транзит

У нас он сделал двухчасовую остановку. Мне довелось не только пожать руку этому человеку, но и взять коротенькое интервью. Речь шла о минувшей войне и опасности войны будущей. Но всех прежде интересовало, правда ли, что самолет ведет именно Уотсон.

— Да, — подтверждает штурман-лидеровщик Юрий Ермаков. — Мистер Уотсон занимает левое кресло командира, а я только корректирую путь с наземными диспетчерами.

Я включаю магнитофон и наспех составляю вопрос на английском:

— Вы, американцы, и наши отцы — участники Второй мировой войны. Что общего в борьбе за мир было у вас тогда и теперь?

— И в те времена, и теперь цена мира одинакова. Тогда мы хорошо знали своего общего врага. И нынче враг у нас общий — ядерное оружие...

Пока заправляли самолет, гостю показали музей аэропорта. Он сфотографировался с нашими ветеранами и оставил запись в книге посетителей. Тем временем его внук, 26-летний Уилли, успел рассказать мне, что до сумерек им надо успеть в Якутск, потому что по темноте дед не летает. И еще сказал, как в Сыктывкаре им преподнесли самовар с намеком: мол, горячий чай всегда согреет в Сибири.

Чуть позже токийская газета «Джапэн таймс» опубликовала небольшую статью, в которой Томас Уотсон писал: «Умные и трезвомыслящие наблюдатели скажут, что нашим интересам в наибольшей степени отвечает Советский Союз, где, я уверен, очень скоро будет наведен больший порядок и будет расти производство...»

Метки:
baikalpress_id:  18 826