Как ездить зимой?

Эксперты дают советы на предстоящий холодный сезон

Нынешними погодными условиями уже никого не удивить. Утром солнце, вечером снег, потом ветер — и снова тепло. Эти явления сами по себе не очень приятны, не говоря уж о том, что они становятся причиной гололеда, который подстерегает наших водителей с начала октября и практически по май. Скользкая дорога — главная проблема всех автомобилистов, пешеходов, работников дорожных и коммунальных служб. Как правильно подготовить машину к зиме? Что нужно знать, чтобы не пострадать из-за гололеда? Какие шины обеспечат наилучшее управление и торможение вашему автомобилю?

Компенсации не будет

Борьба с гололедом осуществляется постоянно. Дороги посыпают песком, щебнем, реагентами. Но машины все равно бьются. Причем, если автомобилист врежется в столб или в другой авто, не справившись с управлением на покрытой льдом дороге, то каких-либо компенсаций со стороны дорожников или коммунальных служб он, скорее всего, не добьется.

На вопрос, а почему, собственно, отвечает инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УМВД России по городу Иркутску Иван Добровольский:

— Дело в том, что если машина находится в идеальном техническом состоянии, резина шипованная, водитель соблюдает все правила движения, то аварийной ситуации не произойдет. А если таковая случилась, значит, совершено нарушение скоростного режима или правил маневрирования, а гололед, извините, сопутствующий фактор.

На какой машине безопаснее?

Расклад по типам машин дает директор и преподаватель Центра высшего водительского мастерства Сергей Степанов:

— Существует мнение, что если ваша машина полноприводная, то бояться гололеда или сильного дождя не надо. Но это чистой воды миф! Напротив, машины, именуемые 4WD, помимо плюсов переднего и заднего привода собрали и все-все их минусы! Это самые непредсказуемые автомобили, так как никто не может сказать с точностью, как авто, у которого все четыре колеса тянут, понесется или повернет. Вот поэтому и не существует общего алгоритма, как вести себя, если требуется немедленное выполнение маневра.

Что можно посоветовать владельцам полноприводных машин? При любом маневре (например, вхождении в тот же поворот) заблаговременно снижать скорость (мягко и плавно) и так же плавно во время самого поворота поворачивать руль. Лихачить и резко крутить руль на таких машинах, проезжая по скользкой дороге, категорически запрещено! Необходимо также поддерживать маневр тягой (газом), потому что как сброс газа, так и избыточная тяга может вызвать занос задней оси, снос передней оси или боковое скольжение. То есть газ должен быть, как говорят автоспортсмены, нулевым — не разгоняющий и не замедляющий автомобиль. Причем надо понимать, что именно для полноприводного автомобиля каждый поворот потенциально опасен (более опасен, нежели для моноприводного авто).

Теперь несколько слов о заднем приводе — машины ведут себя более предсказуемо по сравнению с полноприводными, но опять же резкое прибавление газа может привести к заносу задней части машины, с которым трудно справиться. Что делаем? Пользуемся газом умно. Газовать на скользкой или мокрой поверхности категорически запрещается, причем увеличение силы нажатия на педаль зависит от угла поворота руля. Получается так: чем больше нам нужно повернуть руль — тем меньше должно быть давление на педаль газа, и наоборот, чем меньше угол поворота, тем большее давление позволительно.

Последний по списку, но никак не по важности — передний привод. Самый предсказуемый из всех вышеперечисленных. Для такого авто потеря газа, или, как говорят, тяги, на опасном участке дороге грозит заносом задней оси, а ее избыток — сносом передней оси. Выход здесь существует — во-первых, не терять резко тягу (отпуская педаль вообще), а если машина все-таки «поплыла», газу добавить, чтобы она выровнялась, одновременно поправить ситуацию рулем. Хотя психологически это сделать очень сложно, так как первая реакция водителя на опасную ситуацию — «закрыть газ».

И последнее: в автомобиле есть две вещи, которые совмещать нельзя — поворот рулевого колеса и торможение. Или поворачиваем, или тормозим!

На AБС надейся, но сам...

Идеальное торможение — это торможение нерезкое и при прямолинейном движении. Что дает нам антиблокировочная система? Она увеличивает тормозной путь — и это ее главный недостаток. Хотя есть и плюсы — система позволяет совмещать поворот руля и торможение. Однако надо понимать, что при повернутых колесах торможение становится более вялым за счет того, что меняется «развесовка» автомобиля.

АБС необходимо воспринимать как систему, способную уберечь водителя от грубых ошибок при использовании тормозной педали, но не как «палочку-выручалочку».

Прежде чем начинать все маневры на покрывшемся льдом дорожном покрытии, съездите и потренируйтесь вдали от машин и пешеходов. Вам надо прочувствовать тормозную динамику авто, а также поведение машины на ледяной дороге и ваши возможности выровнять свое авто при заносе либо как-то поступить, чтобы не дать машине уйти в занос.

Как избежать аварии?

Существует несколько достаточно простых правил, зная и используя которые можно избавить себя от неприятностей.

— Соблюдать скоростной режим и дистанцию от впереди и сзади двигающихся автомобилей. Забудьте о быстрой езде! Зимой на наших дорогах летать под сотню километров в час могут только самоуверенные самоубийцы. Зимняя нормальная скорость должна быть даже чуть ниже, чем предписывают дорожные знаки.

— Продумывать дорожную ситуацию на 2—3 шага вперед. Это летом можно, нажав на педаль тормоза, молниеносно остановиться. Как только дорога покроется ледяной коркой, вам надо быть крайне осторожными. При подъезде к перекрестку сбрасывать скорость с требуемых 40—60 км/ч до 20—30 км/ч и тормозить заблаговременно. При подъезде к остановке иметь в виду, что общественный транспорт может резко начать движение, а пешеходы — переходить в неположенном месте.

— Избегать резких движений с рулевым колесом, за исключением случаев, когда необходимо реагировать поворотом рулевого колеса на занос.

— Постарайтесь работать с органами управления автомобиля более плавно, чтобы не создавать ситуаций, связанных с потерей устойчивости и управляемости авто.

Какие шины довезут до дома?

Такого понятия, как «всесезонка», по словам Сергея Степанова, преподавателя Центра высшего водительского мастерства, у импортных производителей просто не существует. Есть летняя жесткая резина, и есть мягкая зимняя под названием липучка, которая в свою очередь может быть шипованной.

Липучка отечественного производителя в нашем резко-континентальном климате и при заснеженных дорогах попросту не «липнет». Если же хочется что-то реально держащее машину на дороге, то вам подойдет спортивный вариант от $250 за колесо (хотя далеко не все так ценят свою безопасность, чтобы платить от 30 тысяч за комплект). Причем резина эта за счет своей мягкости будет реально держать вас на льду и на снегу, но так же быстро сотрется, примерно за один зимний сезон.

Шипы — это то, что надо для нашего региона. В центре Иркутска, вычищенном до блеска, шипы, конечно, мало нужны, а вот на остальных улицах без шипов вы попросту «укатитесь» куда-нибудь не туда.

Как готовиться к зиме?

К зиме нужно готовиться прямо сейчас, а не когда бахнут холода. С чего начать?

— Заменить масло, пусть это будет синтетика или полусинтетика.

— Если есть финансовая возможность, установить электрические подогреватели, или так называемый котел (самый бюджетный вариант — отечественный производитель от 1500 руб. плюс установка 1000 руб.) или Webastо (цена и установка в зависимости от комплектации и объема двигателя, цена от $600 и выше).

— Проверить свечи и свечные провода.

— Проверить аккумулятор. Сейчас практически каждый специализированный центр оказывает услуги по его диагностике.

— Ну и не забыть переобуться в зимнюю резину.

Загрузка...