Восемь историй про РЖД

Каким путем будет развиваться железная дорога в ближайшие годы?

В Москве прошел съезд региональных журналистов, посвященный десятилетию ОАО «РЖД». Руководители компании рассказали о ходе реформы железнодорожного транспорта, структурных преобразованиях и стратегии дальнейшего развития отрасли. Из иркутских печатных СМИ на съезде присутствовал лишь корреспондент «СМ Номер один». Сегодня он делится с читателями газеты своими впечатлениями от увиденного и услышанного.

1. О высокоскоростных магистралях

Всем известно о высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург, по которой ходит не менее известный поезд «Сапсан». Сейчас идет подготовка к строительству аналогичной магистрали Москва — Казань — Екатеринбург. Более далекие планы касаются высокоскоростных магистралей Новосибирск — Омск, Новосибирск — Барнаул, Новосибирск — Кемерово. Иркутск не входит в подобные проекты даже на уровне разговоров. Что, конечно, радовать не может, поскольку, по словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, «согласно исследованиям, если в радиусе 200 км от мегаполиса возникает высокоскоростное движение, уровень благосостояния населения в этом мегаполисе повышается минимум на 15—30 процентов».

В целом же отношение главного железнодорожника страны к ВСМ следующее: «О том, что высокоскоростное движение в России — дорогостоящий и ненужный проект, могут говорить люди лишь ограниченные и не заинтересованные в развитии страны. Высокоскоростное движение нужно не РЖД, оно нужно нашему народу».

2. О туризме и РЖД

В структуре РЖД есть предприятие «РЖД-турс» которое предлагает туристические продукты на железнодорожном транспорте. Эта компания, по словам Владимира Якунина, ориентируется на тех людей, которые справедливо считают, что путешествие на самолете — это не путешествие. Настоящее путешествие, уверен главный железнодорожник, возможно только по земной поверхности.

Говоря о туризме в Иркутской области, Владимир Якунин сообщил собравшимся журналистам (а иркутским — напомнил), что по Кругобайкальской железной дороге ходит ретропоезд. При этом президент РЖД не преминул добавить: «Прежнее руководство области хотело его у нас изъять по непонятным причинам. Не получилось. Мы свою собственность бережем».

3. Про скорость

В графике движения поездов дальнего следования — 2013/2014 ускорено 234 поезда, общее время ускорения поездов — 205 часов. Впрочем, самые скорые поезда (не считая «Сапсана») Москва — Адлер, Москва — Воронеж и прочие курсируют далеко от Иркутска и Восточной Сибири.

4. Про пассажиров

Почувствовав серьезную конкуренцию со стороны авиационного транспорта, РЖД постепенно адаптировало к своим условиям многие наработки авиаторов, призванные привлечь пассажиров. Так, на железной дороге с 1 июня 2012 года действует программа «РЖД-бонус», которая дает возможность пассажирам, часто пользующимся железнодорожным траспортом, на определенные преференции — вплоть до бесплатных поездок.

Заблаговременное приобретение билетов предусматривает скидку до 30 процентов. Железнодорожники даже придумали на этот случай специальный призыв: «Покупай раньше — плати меньше».

Появилась возможность покупать билеты через Интернет. Правда, до последнего времени большого смысла эта процедура не имела. На вокзале все равно надо было идти в кассу и этот самый билет отмечать. Теперь многие поезда дальнего следования оборудованы собственными терминалами, которые регистрируют пассажира с интернет-билетом прямо на перроне.

На сайте РЖД есть блог, куда можно писать свои мысли относительно работы железной дороги. Туда нередко заглядывает и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Об одном из своих визитов на эту страничку он поделился с журналистами. «Обидно иногда бывает, когда мы получаем на блог гневные заявления, к которым по большому счету отношения не имеем. Вот один товарищ жаловался, что в переходах электропоездов — извините за подробности — мочой пахнет. Я не выдержал и написал: «А откуда она, по-вашему, берется?» Впрочем, добавил Владимир Иванович, за последний месяц число жалоб сократилось сразу на 20 процентов, что «вселяет надежду, что мы на правильном пути».

5. О приватизации железных дорог

«Возможна ли приватизация железных дорог? Я на этот вопрос Дмитрию Анатольевичу недавно отвечал на заседании правительства, — рассказал Владимир Якунин. — Медведев спросил: «Скажите честно, вы возражаете против приватизации?» Я сказал: «Да, возражаю». И не потому, что не понимаю приватизацию как инструмент развития экономики, а потому, что есть такие отрасли, где это невозможно. Государству нельзя уйти из железных дорог, точно так же как невозможно представить соревнования частных перевозчиков в метро или соревнования врачей за хирургическим столом во время операции».

Деятельность естественных монополий, напомнил Якунин, присутствует почти во всех развитых государствах. К чему привела приватизации железной дороги в Великобритании, всем хорошо известно: две тяжелейшие катастрофы с большим числом и человеческих жертв, завышенные тарифы и в целом полная деградация отрасли.

6. Про БАМ и Транссиб

За последний год объем грузопотока на Дальний Восток вырос по сравнению с прошлым годом в 1,8 раза. По этому поводу Владимир Якунин заявил: «Если не будет модернизации БАМа и Транссиба, мы за- хлебнемся. Но захлебнется не только РЖД, но и вся наша экономика. В настоящий момент объем инвестиций в развитие БАМа и Транссиба — около 900 млрд рублей, 260 из которых должно выделить государство. Решение принято, но будет ли оно выполняться в условиях бюджетного дефицита, сказать не могу. Но это не решит проблему в целом. Чтобы все это нормально работало, чтобы был обеспечен полный объем перевозок, нам необходимо порядка полутора триллионов инвестиций».

«Транссиб — за семь суток» — этот лозунг, озвученный железнодорожниками, предполагает увеличение скорости движения грузовых составов до 1500 километров в сутки к 2015 году и до 1700 — в более отдаленной перспективе. Сейчас скорость движения грузовых поездов по Транссибу составляет 1200 км в сутки.

Проект развития Транссиба и БАМа интересен не только увеличением железнодорожных перевозок. В РЖД полагают, что он повлечет за собой развитие строительства и добывающих отраслей, что в свою очередь потребует дополнительных трудовых ресурсов.

К развитию Транссиба, как и любой другой дороги или отрасли, должен быть государственный подход, уверен Владимир Якунин. Когда строили Транссиб, напомнил он, и открывали новые станции, начальнику станции был положен пятистенок, его заму — четырехстенок, плюс теплица и хозяйственный двор. Тогда думали о том, как на новых территориях будут жить люди.

7. Про автомобилевозы

На железной дороге появилась новая услуга: собрался куда-то ехать, а со своей машиной расставаться не хочется — ее можно погрузить на автомобилевоз. За 10 неполных месяцев этого года таким образом было перевезено 273 автомобиля. Впрочем, иркутским автолюбителям можно не беспокоиться — действует эта услуга лишь на поезде «Лев Толстой» Москва — Хельсинки. Стоимость перевозки автомобиля из Москвы в Хельсинки зависит от класса и массы автомобиля, а также от количества его пассажиров. В среднем от 180 евро и выше.

8. Про двухэтажные вагоны

В этом году железная дорога прикупила 50 двухэтажных вагонов производства Тверского вагоностроительного завода. Пассажировместимость такого вагона с четырехместными купе — 64 спальных места, вагона СВ — 30 мест, штабного — 50 мест, включая два специально оборудованных места для проезда инвалида и сопровождающего лица. Тариф на проезд в таком вагоне ниже существующего почти на треть.

Впрочем, и в этом случае иркутяне новинку увидят не скоро. Двухэтажными вагонами комплектуется поезд Москва — Адлер.

Загрузка...