Угнать за 20 секунд

Как в Иркутске угоняют машины и с помощью чего можно защитить свою «ласточку»

5 октября уголовному розыску исполняется 95 лет. В канун юбилея мы решили встретиться с представителем ведомства, чтобы поговорить об одной из самых злободневных проблем — угоне автотранспорта. Вообще, автоворы — это криминальные элементы с высоким самомнением. Эта самая высококвалифицированная категория преступного мира, можно сказать элита. Угонщики используют дорогостоящую аппаратуру, их очень трудно поймать. «Элитарность» данная криминальная профессия приобрела в последнее десятилетие, когда выросло благосостояние наших граждан и улицы заполнили иномарки. И если раньше, чтобы угнать «Жигули», достаточно было разбить стекло и соединить нужные проводки, то сейчас угон машины происходит с куда большей виртуозностью.

Кодграббер

Алексей Спринчан, начальник оперативно-сыскного отдела уголовного розыска УМВД России по г. Иркутску, полтора года назад занимался расследованием убийств, а сейчас выводит на чистую воду угонщиков. По словам нашего собеседника, работа с разными категориями организованной преступности имеет несущественные отличия, тактика и стратегия расследования подобных уголовных дел одна. В 90-е годы угоны автомобилей были «штучными» — их крали и тут же продавали. Сейчас же, когда большинство людей не мыслят своей жизни без автомобиля, а благодаря развитой системе кредитования — без автомобиля дорогого, похищение машин автоворы стараются поставить на поток. Прибор, который используют похитители автотранспорта, называется кодграббером. Раньше его стоимость составляла 200 тыс. рублей, сейчас снизилась до 40—50 тысяч. Чтобы купить прибор, начинающие автоворы даже берут кредит. Кодграббер представляет собой устройство, которое считывает сигнал кодовой сигнализации. Приглядев автомобиль, похитители начинают слежку. Когда хозяин нажимает на кнопку сигнализации, преступники записывают код, а после того как автомобилист припаркует машину у дома — приходят ночью за своей добычей.

Кражи автомобилей практически в абсолютном своем большинстве совершаются в условиях неочевидности, при отсутствии свидетелей. Работая на месте преступления, сотрудники оперативно-сыскного отдела стремятся получить записи с камер видеонаблюдения. Но эти записи мало чем могут помочь. Камеры, установленные на зданиях, имеют слишком маленькое разрешение, и на размытых картинках можно разглядеть разве что силуэты преступников. Поэтому сотрудники уголовного розыска для поиска преступников используют свои каналы — оперативную информацию.

Подарок для угонщика

Один из способов защиты собственного автомобиля — это установка хорошей сигнализации. Но тут не все так просто. Есть системы, которые не подаются кодграбберу, а есть сигнализации, которые прибор считывает на раз. Их Алексей Спринчан называет подарком для преступников. Что характерно, высокая цена — это вовсе не признак хорошей сигнализации. Среди охранных систем, которые навряд ли защитят ваш автомобиль от угонщиков, — «Старлайн B9» и KGB. Последняя — довольно дорогое удовольствие. В салонах предлагают установить KGB за 25 тысяч рублей. 

Оба вида сигнализации для воров вообще не помеха. Есть известный фильм «Угнать за 60 секунд». Иркутские угонщики давно превзошли американских киноактеров. Если посмотреть записи с видеокамер, то автовор открывает машину как свою родную, заводит ее и трогается с места. Все эти манипуляции занимают у него 20 секунд.

Самыми надежными являются диалоговые сигнализации. Они считаются недорогими (от 4 тыс. руб. и выше) и, может быть, не обеспечивают того же уровня комфорта (дистанционной запуск и прочее), что дорогостоящие охранные системы, зато значительно повышают шансы защитить ваш автомобиль от посягательств. Кроме того, хорошую службу могут сослужить разного рода запирающие устройства. Например, запиратель руля. Конечно, для преступника эти механизмы не являются непреодолимым препятствием. Но, столкнувшись с запирателями, угонщику придется использовать дополнительный инструмент, терять время. А поскольку при совершении этого преступления счет идет на секунды, он может и вовсе отказаться от своей затеи. Начальник оперативно-сыскного отдела рассказывает о случае, который недавно произошел на неохраняемой парковке возле торгового центра. Автовор забрался в салон «Тойоты-Прадо». Пока он возился с запирающими устройствами, знакомый владельца внедорожника увидел за рулем подозрительное лицо. Мужчина обратился к работникам стоянки, и те скрутили угонщика.

За лето поймали три группы

В начале июня в Иркутске угоняли 5—6 машин за сутки, сейчас в два раза меньше. Все дело в том, что за летние месяцы сотрудники оперативно-сыскного отдела задержали 3 группы угонщиков. Одна группа, состоявшая из зрелых мужчин, средний возраст которых 45 лет, специализировалась на джипах «Тойота-Лэнд-Крузер», причем на дорогих и новых моделях. Стоимость оборудования, которое использовали угонщики, составляло от 20 до 40 тысяч евро. Сейчас представители «элитного» криминального бизнеса переселились в СИЗО. Две другие группы можно назвать классическими. Это 3—4 человека с кодграббером, которые специализируются на машинах среднего — от 300 000 до 500 000 руб. — ценового класса. Это еще не судимые молодые люди, которые не видят для себя другой возможности заработать на красивую жизнь. Провернув дело, они отправляются в бутики, развлекаются в клубах и быстро просаживают деньги.

Поймать угонщиков мало. Нужно собрать весомую доказательную базу. И это титанический труд. В Уголовном кодексе РФ есть статья 166 — «Угон». Наказание по данной статье — до 5 лет лишения свободы. Чаще же всего суд назначает условное. Есть 155-я статья — «Хищение транспортного средства». Это уже тяжкое преступление. Адвокаты похитителей, которые систематически угоняли машины и, перебив кузовные номера, продавали их или сбывали на запчасти, настаивают, что их клиенты должны отвечать перед законом по 166-й статье. Доходит до абсурда — похитители с подачи своих адвокатов рассказывают: я, мол, шел домой, сильно замерз, вскрыл машину, чтобы погреться. Или: шел пешком, сильно устал, взял машину, чтобы доехать до дому. Так что сотрудникам уголовного розыска приходится трудиться без устали, чтобы преступники, специализирующиеся на хищении автомобилей, получили по заслугам.

Криминальный возврат

— После того как автомобиль похищен, угонщики часто звонят потерпевшему, — рассказывает Алексей Спринчан. — Номер телефона они берут из страхового полиса, который обычно хранится в машине. Звонят владельцу и предлагают вернуть автомобиль за 30% от его стоимости.

Понятно, что владельцу хочется вернуть свою «ласточку» с минимальными потерями. Если похитители не звонят, он сам ищет с ними встречи. Он ищет посредника с помощью своих знакомых, дает объявление — и часто нарывается на мошенников. Так, недавно в Иркутске бы случай: владелец похищенной машины передал 200 тысяч 12-летнему мальчику. Тот убежал. А когда человек начал звонить людям, которые должны были вернуть его автомобиль, телефон оказался недоступен...

Автоворы, по понятным причинам, не идут на личную встречу. Они могут попросить владельца машины выбросить деньги в определенном месте из электрички, предлагают другие варианты. Так что, действуя самостоятельно, нужно понимать, что никаких гарантий вернуть автомобиль в данной ситуации нет.

Метки:
baikalpress_id:  25 361