Мост на «Фортуне» открыт

На все согласования уже готового объекта понадобился целый год

Необыкновенной красоты вантовый пешеходный мост через улицу Рабочую в районе торговых центров предприятия «Фортуна» был торжественно открыт в среду вечером. Долгожданное событие могло бы состояться еще год назад, но этого не произошло по причине административных проволочек. Многочисленные согласования заняли долгие месяцы. Наконец, все трудности позади. Открытие мостового перехода стало общегородским праздником.

Парит над пространством

Проект пешеходного моста в районе остановки общественного транспорта «Фортуна» возник еще в 2006 году, когда сотрудники предприятия размышляли над концепцией развития территории. — Хотелось бы, чтобы люди понимали, что мы построили мост не ради моста, а мост как часть инфраструктуры общественного центра. Так мы называем пешеходную улицу между торговыми центрами «Фортуны» с организованными местами для отдыха, — поясняет заслуженный архитектор России, главный архитектор предприятия «Фортуна» Владимир Стегайло. — Частное предприятие возвело этот элемент инфраструктуры. В Иркутске таких примеров нет. В России, думаю, тоже.

Идеи предприятия совпали с планами городских властей. Обычный наземный пешеходный переход на улице Рабочей в районе торговых площадей «Фортуны» создавал большие помехи в движении, автомобильные пробки стали неотъемлемой частью этой территории. Пешеходы регулярно подвергали свою жизнь опасности. Проблема требовала скорейшего решения. И в 2007 году был объявлен конкурс на выполнение пешеходного перехода в районе улицы Рабочей. «Фортуна» конкурс выиграла и приступила к осуществлению проекта.

— Конкретная конфигурация моста появилась уже в процессе работы, — рассказывает главный архитектор проекта и его непосредственный исполнитель Максим Миронов. — Между торговыми центрами идет пешеходная улица, и в ее створе мы спроектировали мост, который должен был перенести пешеходов с одной стороны улицы на другую. Мы пришли к выводу, что соорудить вантовый мост здесь будет уместнее всего. Пока это единственный подвесной вантовый мост в Иркутске. Его держит пилон, к которому крепятся пролетные строения — посредством тросов, так называемых вантов. Получается, что мост как бы парит над пространством.

В пользу надземного моста говорили и произведенные расчеты. Он раза в два дешевле подземного перехода из-за отсутствия земляных работ. Рыть в этом месте вообще нежелательно, поскольку там проходит множество сетей и в непосредственной близости находятся русла Ангары и Ушаковки. Да и жители города вряд ли обрадовались бы масштабным работам на предельно загруженной дороге.

— Строительство моста заняло полгода. Улицу мы перекрывали всего на двое суток, и только в вечернее время, когда надвигали конструкцию, — вспоминает Владимир Стегайло. — Эти неудобства уж точно не сравнить с тем коллапсом, который был при строительстве подземных переходов на улицах Лермонтова и Байкальской, когда город стоял на протяжении двух месяцев.

Строение получилось уникальным. Мост лишен многочисленных ступенек и плавно поднимает пешеходов с земли с помощью пандусов. Уклон составляет не более 10% и позволяет без труда подняться на него людям с ограниченными возможностями, мамочкам с колясками и велосипедистам. Нескользящее резиновое покрытие позволяет эксплуатировать мост в любое время года.

Архитекторы предприятия учли и условие администрации города относительно свободного обзора Знаменского монастыря. Мост не должен был закрывать церковь. В итоге уже готовый мост не только не закрыл обзор монастыря, но и в силу своей удачной конструкции открыл дополнительные точки его восприятия.

Кстати, у только что открытого вантового моста будет продолжение — предприятие планирует продлить его до набережной Ангары, как только удастся решить проблемы переноса сетей, которые находятся в запланированном для этих работ месте.

Почему не открывали?

История ввода моста в эксплуатацию не менее уникальна и удивительна, чем сам мост. В 2009 году провели инженерно-геологические изыскания, подготовили проектную документацию. Годом позже был выделен земельный участок под опору моста со стороны реки Ангары. Еще два года ушло у инвестора на то, чтобы изменить целевое назначение своего же земельного участка на улице Рабочей, где находится другая опора моста.

Наконец мост, несмотря на продолжительные периоды согласований, был готов к июлю 2012 года, но целый год простоял, так и не открывшись. Городские власти не приняли его в эксплуатацию. Оказалось, что две опоры моста стоят на разных земельных участках, с разными кадастровыми номерами. Объединить их на бумаге юридически было невозможно, а значит, и получить разрешение на использование сооружения было нельзя.

— Мы формально могли вообще не начинать строительство, а ждать, когда будут подготовлены все документы, — продолжает Владимир Стегайло. — А мы доверились. Понадеялись, что параллельно со строительством будут подготовлены все документы. Как не поверить, когда депутатский корпус, администрация города сказали: «Стройте! Мы поможем», а потом еще раз десять вызывали нас на заседания думы — отчитываться, как идет работа.

В конце февраля, так и не договорившись с городскими властями, юристы предприятия обратились в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к администрации города. И лишь через несколько месяцев суд признал за «Фортуной» право собственности на объект.

Мост через Ушаковку

Есть у предприятия «Фортуна» и другие планы по развитию Иркутска. Но их продвижение традиционно идет со скрипом. Не нашла, например, поддержки у городских властей инициатива строительства мостового перехода через реку Ушаковку в створе улицы Карла Маркса.

— Улица Карла Маркса исторически имела выход на Ушаковку. Через мост она уходила в Знаменское предместье. Потом, при посадке завода в военные времена, улицу отрезали. И до 2000 года она была отрезанной, там даже была соответствующая вывеска. Мост тогда разобрали, и улица не имела продолжения, — говорит Владимир Стегайло, главный архитектор ГК «Фортуна».

Для того чтобы окончательно вернуть улицу Карла Маркса в структуру города и перекинуть ее через Ушаковку, не хватало моста. А в связи с разработкой темы Маратовской развязки можно было удачно вплести это сооружение в новую схему движения и создать крупный транспортный и общественный узел с пешеходными направлениями. Однако «Фортуне» пока не удалось договориться с городскими властями — даже при условии готовности предприятия инвестировать проект. Администрация Иркутска и городская дума, похоже, оказались не готовы к активному использованию частных капиталов и серьезному обсуждению частных инициатив.

Впрочем, с открытием нового перехода через улицу Рабочую ситуация, возможно, изменится. «Фортуна» зарекомендовала себя как предприятие, которое способно реализовать масштабные проекты, и мост через Ушаковку в створе улицы Карла Маркса может стать одним из них.

Загрузка...