Гибель «Титаника»: 101 год спустя

Уважаемые читатели! В нашей газете появился новый раздел — «Пишите, и мы поможем». Здесь вы можете пожаловаться на несправедливость со стороны чиновников, нарушения законодательства, сообщить о фактах коррупции, с которыми пришлось столкнуться в жизни. Если вас обманули, обидели, вы столкнулись с беззаконием или возникла неразрешимая, на ваш взгляд, ситуация — напишите нам! По всем корректно составленным обращениям мы будем направлять официальные запросы в соответствующие органы, на которые нам ответят обязательно. Либо мы подскажем, куда вам лучше самостоятельно обратиться, и предоставим справочную информацию: адреса и телефоны. Обязательно сообщайте свои контакты. Мы гарантируем, что ваши личные данные (адрес, телефон), указанные в письме, не появятся на страницах газеты. Но контактные данные будут направлены вместе с обращением в нужные структуры для последующего рассмотрения жалобы. Это обеспечит оперативную связь с вами. Обращения без указания контактов не рассматриваются! На адрес tanyam@pressa.irk.ru можно отправлять электронные письма. Это ускорит их рассмотрение. Внимание! За достоверность сведений, указанных в обращениях, ответственность несет заявитель. Сообщая заведомо ложную информацию, помните об уголовной ответственности. Татьяна Мегельбей

«Титаник» столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике 14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут и затонул через 2 часа 40 минут. Из 2207 пассажиров погибло 1495. В 2010 г., почти через 100 лет после трагедии, казалось, что мир знает о ней все существенное. Сюрприз преподнесла внучка Лайтоллера (второй помощник капитана «Титаника») Луиз Паттен, опубликовавшая воспоминания своего деда. Возникла необходимость дополнить историю гибели судна новыми, очень важными деталями и более достоверно определить вину каждого из основных действующих лиц. Общепринятой точки зрения на последнее пока нет. Мне же «окончательный вердикт» представляется следующим образом.

1. Виновные в столкновении «Титаника» с айсбергом

Капитан судна Эдвард Джон Смит:

— не дал приказ уменьшить скорость корабля в очень опасной ледовой обстановке;

— не проверил лично перед отплытием наличие биноклей для впередсмотрящих;

— не обучал экипаж нового корабля работе в аварийных условиях, степень подготовленности команды была недостаточной, а дисциплина сильно запущенной;

— вел себя слишко слишком самоуверенно, вместо того чтобы привести экипаж в состояние повышенной бдительности.

Первый помощник капитана, Мэрдок, при угрозе столкновения отдал команды Hard a starboard! («На румпель!», право на борт) и «Полный стоп!». Первая была правильной (поворот судна влево), а вторая — есть такое мнение — нет. Для более эффективного поворота следовало бы выполнить следующие команды: «Левый винт — задний ход!» и «Средний винт — увеличить обороты!». Оставим, однако, последнее слово по этому вопросу компетентной комиссии.

Рулевой Роберт Хитчинс запаниковал и команду Мэрдока Hard a starboard! воспринял как команду «На руль!» (судно вправо). Лайнер пошел на айсберг. Когда же Мэрдок обнаружил ошибку, было уже поздно.

Компания «Уайт Стар Лайн».

Второй помощник капитана «Титаника» Лайтоллер на Британской следственной комиссии настаивал на том, что «Уайт Стар Лайн» не виновна в гибели судна. Комиссия с ним согласилась. Но кто принял проект, не обеспечивший качественную внутреннюю связь лайнера? Не было, в частности, прямой связи с капитаном и все сообщения докладывались ему устно.

2. Виновные в неадекватных действиях после столкновения

Брюс Исмей, глава компании White Star Line, которой принадлежал «Титаник», отдал капитану гибельное распоряжение о продолжении движения судна с малой скоростью — мол, «Титаник» непотопляем. Давление воды, поступавшей через дыры в корпусе, прорвало переборки, и водонепроницаемые отсеки стали затапливаться один за другим.

Капитан судна Эдвард Джон Смит:

— не установил для членов команды строгую, как положено, дисциплину;

— не объявил после столкновения общую тревогу и вовремя не собрал судовых офицеров;

— плохо организовал эвакуацию пассажиров. В частности, пассажиры III класса не были своевременно оповещены о масштабах опасности, а когда они поняли, как обстоят дела, большая часть спасательных (полупустых) шлюпок была уже в море;

Капитан судна «Калифорниан» Стэнли Лорд в 26 милях от своего судна увидел 8 сигнальных ракет и, не придав этому значения, не разбудил радиста, чтобы оценить происходящее.

3. Вина владельца «Титаника», судостроителя и пароходных компаний Компания «Уайт Стар Лайн»:

1) снабжение судна недостаточным количеством шлюпок (в них можно было посадить не более 1178 человек, при этом шлюпки не были снабжены компасами и только в трех из них имелись фонари);

2) принятие некачественного проекта внутренней связи лайнера.

Судостроительная компания «Харленд энд Вульф»: низкое качество заклепок, которыми были соединены листы обшивки борта судна. При ударе айсберга головки кованых железных заклепок, которыми заменили изначально предусмотренные стальные, рассыпались из-за своей пористости вследствие включения в них сторонних примесей.

Пароходные компании США. В начале XX века в Северной Атлантике на пароходах наряду с новой терминологией использовались и некоторые старые команды из лексикона парусного флота, например команда «На румпель!» (нос судна влево). При этом в пароходных инструкциях, по которым обучали рулевых, была схожая команда: «На руль!» (поворот носа вправо). Рулевой «Титаника», не будь на корабле паники, скорее всего, команду «На румпель!» провел бы правильно, однако в состоянии стресса сделал все наоборот. Наведи пароходные компании порядок в терминологии — и беда, возможно, прошла бы мимо. На русских судах, кстати, с 1909 г. стали использовать естественные команды: «Лево руля!», «Право руля!» и т. п.

Загрузка...