Оксана Гайдай побывала в Иркутске

Дочь известного российского режиссера посетила родной дом отца, но большой радости при этом не испытала

Оксана Леонидовна Гайдай — дочь знаменитого гения комедии Леонида Гайдая — в последний раз была в Иркутске сорок лет назад, когда школьницей приезжала на каникулы к родителям отца. И вот — новый визит. Встреча с общественностью проходила в Доме кино. Оксана Леонидовна вспоминала о том, как любил Иркутск Леонид Гайдай, как часто приезжал сюда, поблагодарила иркутян за замечательный памятник, посвященный его творчеству, поставленный по случаю юбилея в этом году на площади у цирка.

Про дом

В первый же день Оксана Леонидовна решила побывать в доме, где прошли детство и юность легендарного советского режиссера, затем встретилась с творческой интеллигенцией и журналистами. Известный иркутский журналист и писатель Владимир Березин подарил Оксане Леонидовне свою книгу «Леонид Гайдай: иркутские страницы», написанную к 90-летнему юбилею Гайдая. Дочери режиссера очень понравилось это юбилейное издание. Разглядывая фотографии и раритетные документы, она вспоминала интересные эпизоды из детства и юности, забавные случаи, отвечала на вопросы журналистов.

— Что говорил про Иркутск Леонид Гайдай? Наверное, о городе детства были только самые теплые воспоминания?

— Иркутск папа очень любил, хотя он много путешествовал, бывал в разных местах. В Иркутск он приезжал, чтобы зарядится энергией, вдохновением для будущих фильмов. Он здесь вырос, дом построил его отец. Сейчас там такая же деревня, как и сорок лет назад. Но дом в грустном состоянии. Я сегодня очень расстроилась, что в таком запустении сад, потому что в моем воспоминании это было очень красивое место. И на мемориальной доске — неверная информация. Папа — народный артист СССР, а там написано РСФСР. Но главное, что никто ее не видит. А была же идея сделать там дом-музей. Ведь истоки папиного таланта, образованности, всего, что он создал, — в семье, в родителях, которые жили в этом доме. Мой дедушка, папин папа, был интеллигентнейшим человеком, у него была замечательная библиотека. Этот дом знаменателен еще тем, что на чердаке родилась троица из «Кавказской пленницы», которая стала такой популярной, что даже стоит у вас у цирка. Кстати, памятник замечательный, вот только ни меня, ни мамы не было на его открытии, к сожалению. Приятно, что люди фотографируются рядом с ним, это, конечно, замечательно!

— Как вы относитесь к тому, что деревянная усадьба на Касьянова, 35, — родной дом отца — находится в плачевном состоянии? Возможно, у вас есть какие-то идеи, как можно создать в нем музей Леонида Гайдая?

— Действительно я там была, картина грустная. Конечно, это родовое гнездо, и хотелось бы, чтобы оно было в более приглядном виде. Дом находится в таком запустении, потому что нет хозяина — одна часть сдается, другая часть принадлежит моему двоюродному брату, а он человек преклонных лет, намного старше меня, больной. Что нужно сделать для музея, я не знаю. Конечно, я была бы счастлива, если бы такой музей появился. Своих родственников, живущих в доме, судить я не берусь, не имею права. Мы, к сожалению, с мамой живем далеко, свою долю на наследство в виде части дома передали городу, а на действия родственников повлиять не можем.

Про фильмы

— Мы все знаем Леонида Гайдая как гения комедии. Но его жизнь была не такой веселой. Была в ней и война, и серьезные испытания. Из Иркутска он ушел на фронт, а в 19 лет уже был награжден медалью за то, что забросал гранатами огневую точку противника, уничтожил трех немцев и участвовал в захвате военнопленного. Интересно, каким человеком он был в жизни?

— Вы знаете, в одном юбилейном фильме говорили о том, что папа в жизни был мрачный, но это не так. Вот сейчас мы подбирали фотографию для мемориальной доски на доме, там, где жили мои родители, и увидели, что везде папа с улыбкой. Правда, мы решили разместить фотографию с сигаретой, а у нас идет борьба с курением, и вот даже не знаем, пропустят такое фото или нет. Да, человек он был веселый. Помню смешной случай. У нас была собака — фокстерьер Риччи, папа ее надрессировал так, что она удивляла всех наших гостей. У нас лежала большая стопка газет рядом с входной дверью. И когда приходили гости, папа говорил: «Риччи, принести мне, пожалуйста, газету «Культура» за такой-то год и число». Она шла и приносила именно эту газету. Потом папа просил ее принести «Комсомолку», и она приносила ее. И каждый раз гости поражались интеллекту собаки. А папа просто клал наверх эти газеты, которые просил Риччи принести гостям. t После очередного фильма у него возникало желание больше не снимать комедий, а поработать в другом жанре — драматическом. Но потом он подумал и решил, что комедии нужны, потому что людям и так тяжело живется. Ведь в жизни бывает немало тяжелых моментов. Например, когда он заболел, шел 1993 год, самое сумбурное и неопределенное время. Когда мама везла его в больницу, у нас в Москве стреляли по Белому дому. Никому не было дела до того, что папа находится в таком тяжелом состоянии, потому что все были втянуты в политику.

— На ваш взгляд, чего не хватает современным кинокомедиям?

— Я непрофессионал, поэтому не имею права что-то критиковать или давать какую-то оценку. Могу только сказать как зритель и человек, который интересуется искусством. Я считаю, что на любой фильм всегда найдется своя аудитория зрителей, ведь у каждого свои предпочтения, своя философия. Например, одному нравится Васнецов, а другому «Квадрат» Малевича, если сравнить с живописью. Тут главное понять и сразу определить — на какого зрителя рассчитан фильм, для чего он снимается, это сиюминутное развлекательное кино для молодежи или авторское — для думающего зрителя. Например, массовый зритель не хочет смотреть авторское кино, люди просто встают и уходят. Но многие авторские фильмы гениальны, и приходишь к этому уже с возрастом, с жизненным опытом. Например, совершенно обидная история вышла с папиной первой картиной «Жених с того света». Ее всю искромсали, хотя она же была потрясающая со слов того, кто ее видел полностью. Она со временем становится все более и более актуальной.

— А из фильмов отца какие вам больше всего нравятся?

— В разные периоды мне нравились совершенно разные картины. Но вообще, больше всего я люблю комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Я всегда ее полностью смотрю, когда она идет по телевизору, хотя знаю фильм наизусть. Там совершенно потрясающе играет Яковлев. Люблю очень фильм «Не может быть!» по новеллам Зощенко. Из всех трех историй люблю первую — там, где мама снималась. Я считаю, что там очень удачные образы. Она такая динамичная и веселая.

В завершение встречи Оксана Леонидовна пригласила участников встречи на открытие мемориальной доски на доме в Москве, где жил гений комедии, легендарный режиссер Леонид Гайдай.

Метки:
baikalpress_id:  18 497
Загрузка...