За плохой дым отбирают номера

В основном повышенной токсичностью выхлопных газов грешат маршрутки

Каждый год с мая по октябрь сотрудники ГИБДД просят автомобилистов поддать газку. В это время в выхлопную трубу припаркованной машины вставляется специальный прибор — дымомер; рядом трудится газоанализатор. Специалисты замеряют дымность и токсичность отработанных газов. Водители, чьи машины дымят не по нормативам, лишаются номеров.

Во время подобных рейдов сотрудники Госавтоинспекции сотрудничают с
управлением охраны окружающей среды и экологической безопасности администрации
Иркутска. Под пристальным вниманием специалистов — транспортные средства,
которые перевозят пассажиров. Именно маршрутки чаще всего превышают уровень
углекислого газа и дымности в воздухе.

На водителя-нарушителя накладывается административный штраф в размере 300
рублей. Сумма, конечно, невелика. Более серьезным стимулирующим фактором
является запрет на эксплуатацию транспорта и лишение госномера. Для водителя
маршрутки это чревато значительной потерей доходов, поэтому он торопится
привести свою машину в порядок.

— Без госномера машина может только доехать до места стоянки, — говорит
Сергей Швин, начальник отделения технического надзора отдела ГИБДД УМВД России
г. Иркутска. — Когда водитель устраняет нарушение, заправляется нормальным
топливом, он приезжает в отделение ГИБДД. Ему делают повторный замер, и если все
нормально и штраф оплачен, отдают номер. Заправляться некачественным топливом —
значит нарушать правила дорожного движения. За выпуск на линию коптящего
автобуса автоинспекторы имеют полное право привлечь к административной
ответственности транспортное предприятие. Но есть нюансы: если водитель скажет,
что заправился после того, как его проверил механик, предприятие уходит от
ответа.

К повышенным значениям дымомера может привести неправильная регулировка
топливной системы (водители делают это для увеличения мощности) либо низкое
качество топлива (водители автобусов часто жалуются, что и не знали, какую
гадость им залили в баки).

Но чаще всего владельцы транспорта, который заправляется дизельным топливом,
прекрасно знают, на что идут, и заправляются паленым дизелем в целях экономии.
Разница в цене между топливом на хорошей заправке и топливом, которое, скажем,
продают с машины, составляет 2—3 рубля за литр. Для автобусов эта разница
существенна, потому что в день они тратят по 80—100 литров. За одну смену
получается 300 рублей экономии, а за неделю уже 2100. Топливо сомнительного
качества и разбавленное непонятно чем вредит машине. Но водители готовы мириться
с этим обстоятельством: как правило, маршрутки — их собственность, но
транспортная компания, где трудятся шоферы, ремонтирует их автобусы за свой
счет.

— Рейды проводятся только в теплое время года при температуре до +5 градусов
из-за технических особенностей приборов, — говорит Валентина Сафонова, главный
специалист отдела экологической безопасности и контроля управления по охране
окружающей среды и экологической безопасности комитета ЖКХ администрации
Иркутска. — Еженедельно мы делаем замеры примерно у 40 машин. Каждый раз
специалисты выезжают в разные части города. Водители не могут увильнуть от
замеров, они никогда не знают, где мы будем стоять и в какой день.

Город Иркутск входит в перечень городов с плохим качеством атмосферного
воздуха. Но, к удивлению, состояние нашей атмосферы улучшается, в 2010 году
уровень загрязнения составлял 22 единицы (это очень высокий показатель), в 2011
году индекс приблизился к отметке 19, в прошлом году составил 15. Вина за
грязный воздух в Иркутске лежит и на котельных, но основным источником
загрязнения является автомобильный транспорт.

Справка «СМ Номер один»

За июнь проведено три рейда, проверено 113 машин. 35 транспортных средств не
соответствуют нормам дымности и токсичности выхлопных газов, 24 из них —
маршрутки.

Метки:
baikalpress_id:  38 146