Памятник учителю

Уважаемая редакция, спасибо вам за то, что затеяли разговор о памятнике учителю.

В городе давно появилась необходимость поставить памятник учителю, и это было
бы большой наградой для всех учителей, потому что даже в Год учителя невозможно
было наградить или как-то отметить всех лучших учителей. Так как список
заслуживающих похвалы бесконечный. Хороших учителей всегда было много, много их
и сейчас, много их будет и после нас. И даже аллея учительской славы не решит
проблему, потому что дереву не поклонишься в пояс и не скажешь «спасибо тебе,
мой учитель», а вот памятнику — можно.

И вот в газете «Иркутск» появилось долгожданное сообщение, что поставят
памятник первому учителю, но если только первому, то учителя старших классов
будут обделенными. Да и преподаватель вуза — по сути своей это тоже учитель,
только высшей школы, и он тоже будет не замечен. Поэтому мое предложение, чтобы
на одном пьедестале стояли и учитель средней школы, и преподаватель высшей, так
будет справедливо, и так в наше время уже надо, потому что Иркутск давно стал
городом науки.

Спасибо вам, учителя, спасибо вам за ваш талант, Спасибо за любовь к
ученикам.

Мое первое знакомство с учительницей английского языка Ольгой Александровной
было в 1938 году в селе Хомутово. И хотя мне было только четыре года, я
несколько раз присутствовала на ее уроках в старших классах и хорошо помню, как
она спокойно и в то же время весело разговаривала с учениками на чужом языке.
Директором школы в то время был Григорий Семенович Пынько, по тому времени это
был самый лучший директор.

Школа была образцовой, и чего только в ней не было. В селе Григория
Семеновича очень уважали. А потом, в начальных классах, я училась у знаменитой
Евдокии Яковлевны Леонтьевой-Саватеевой. В войну под видом дополнительных
занятий она собирала нас у себя дома, чтобы напоить чаем с молоком и накормить
картошкой. Евдокия Яковлевна всю жизнь посвятила только школе, без школы она не
могла, школа была ее вторым домом, и даже летом многие ученики были с нею.
Особое слово — об Аркадии Николаевиче, это был учитель военного дела и
физкультуры. Появился он в школе в войну и в короткое время создал из
старшеклассников сильную лыжную команду, которая участвовала в разных выездных
соревнованиях. Агния Ильинична — учительница истории школы № 13 г. Иркутска
(школа была в здании, где сейчас театральное училище).

Я помню, как она быстро входит в класс, на плечах большая белая с кистями
шаль, лицо строгое, в морщинках, губы плотно сжаты, каким-то суровым взглядом
обводит весь класс, и начинается на удивление интересный рассказ про фараонов,
про древний мир. И кажется, что это не учительница, а какой-то знаменитый
артист; звенит звонок, а ее все хочется слушать. В этой же школе преподавала
биологию Павла Михайловна Осиновская, хороший учитель и очень хороший человек.
Любовь Моисеевна — учительница геометрии — могла так провести свой урок, что
дома можно было не открывать учебник.

Посчастливилось мне учиться у Германа Александровича Вендриха, и у меня нет
никаких слов, чтобы высказать хвалу его учительскому таланту. И если сказать,
что Герман Александрович был хороший учитель — этого мало. Одно только скажу,
что многое сказанное им тогда, в пятидесятые годы прошлого века, лично мне
пригодилось в теперешние дни.

Это я специально написала вам имена своих лучших учителей, для того чтобы
сказать, что образ учителя в памятнике должен быть собирательный. Потому что
если взять конкретного человека, как предлагают, к примеру, или учительницу
Ю.Гагарина, или кого-то другого хорошего учителя, то это будет однобоко, совсем
неправильно, потому что памятник должен быть наградой именно для всех лучших
учителей. И для моих тоже, тоже прекрасных, и тоже по-своему легендарных, и тоже
выдающихся. Не верите — сделайте опрос тех, кто у них когда-то учился. Да и с
определенным лицом памятника как бы не будет, и сама мощь памятника во много раз
уменьшится (да, мощь — она существует в знаменитых и хороших памятниках).

Если памятник учителю, стоящему рядом с преподавателем вуза, поставить вместо
круга, указывающего на Кировский район, то это не только украсит город, но и
покажет, что наш Иркутск — город науки и высокой культуры. Само же создание
памятника подскажет некоторым ученикам, и не только ученикам, что к учителю надо
относиться с уважением, и это будет большое дело в воспитании детей.

Но если поставить памятник учителю вместо Куйбышева, это будет не только
очень плохо, а еще и значит предать забвению большой памятник нашей Победы.
Завод им. Куйбышева всю войну работал на победу. Да и само место — как остров в
кругу большого потока машин, покажет пренебрежительное отношение к школьникам,
они ведь обязательно в День учителя будут приходить к памятнику.

К созданию памятника надо подходить очень серьезно и обязательно посмотреть,
как выглядит памятник учительнице в Дагестане, и недавно поставленный в городе
Красноярске, и в других городах, если они уже стоят. Но иркутский памятник
должен отличаться от всех других тем, что это уже показатель необходимой и
неразрывной связи школы с вузом. Вот поэтому учитель и профессор должны стоять
рядом. Сделать это сложно, но можно, если привлечь хороших скульпторов, и
обязательно провести голосование горожан за лучший проект, макет, эскиз. И удачи
нам и городу Иркутску.

И еще придумать, какой поставить памятник в городе, — это одно, а вот где его
поставить, где найти ему именно его место — это другое. И прежде чем определить
место памятнику, надо сорок раз подумать, как будет он на том месте смотреться,
и это очень важно, так как памятник должен доносить до людей свою значимость,
познавательность и в то же время быть украшением. Хотя есть люди, которые не
понимают ни красоты, ни нужности, ни значения памятника, их мало, но они есть. И
они как тормоз или как преграда выступают против памятников, и переубедить их
трудно, а без памятников город выглядит бедно.

Загрузка...