Где родился штабс-капитан?

В деле первого военного летчика-иркутянина появились новые сведения

«Иркутская летопись 1661—1940 гг.» Юрия Колмакова сообщает: «15 августа 1911 года в городе Ельце при совершении полетов на аэроплане «Блерио» погиб военный летчик М.М.Золотухин, родившийся в 1871 г. в Иркутске и окончивший курс Иркутского юнкерского училища». Судя по этой записи, Мстислав Максимович погиб в возрасте 40 лет. Это был первый военный летчик из Иркутска.

Журнал «Воздухоплаватель» (некоторые его выпуски сохранились в фондах
Иркутского университета) в № 11 за 1911 год рассказывает о трагедии более
подробно:

«Телеграф принес печальное известие о гибели в городе Ельце русского авиатора
штабс-капитана в запасе Мстислава Максимовича Золотухина. Авиатор во время
спуска на «Блерио» с незначительной высоты вылетел из аппарата, который всей
тяжестью придавил его. М.М.Золотухин, промучившись несколько часов от тяжких
повреждений всего тела, скончался.

Какой-то злой рок преследовал этого летчика. Еще в 1910 году с декабря месяца
он начал обучаться воздухоплаванию. Первые его попытки научиться летать были
сделаны в авиационной школе Севастопольского аэроклуба, где он вдребезги разбил
аппарат «Блерио», но сам остался невредим.

Но эта катастрофа не уменьшила стремлений Золотухина к воздухоплаванию. Он
даже начал строить аппарат собственной конструкции. Нашелся в Царицыне миллионер
Воронин, который приобрел для Золотухина новый «Блерио». Снова на нем стал
учиться летать Золотухин. И этот «Блерио» был разбит при падении авиатора,
каким-то чудом снова уцелевшего.

Золотухин перекочевал в Петербург и стал учиться летать на «Фармане». Наконец
давно желанная его мечта сбылась. 9 августа он вместе с госпожой Зверевой сдал
пилотский экзамен. Получив диплом, он отправился в Елец, где, совершая полеты, и
погиб на роковом для него «Блерио».

Совет Всероссийского аэроклуба постановил принять на себя все расходы по
погребению погибшего в Ельце летчика штабс-капитана Золотухина. Вдове покойного
будет выдано пособие из фонда воспомоществования семействам погибших
воздухоплавателей».

Кстати, в заметке названа Лидия Виссарионовна Зверева — третья по счету
дипломированная российская авиатрисса (первыми были госпожа Галанчикова и
княгиня Шаховская). Здесь уместно напомнить: первым человеком, поднявшимся в
иркутское небо, тоже была дама: 24 сентября 1906 года некто Коронтенкова на
воздушном шаре перелетела из Интендантского сада (ныне район автовокзала) к
Знаменскому монастырю...

И история была бы всего лишь пресной наукой, не будь в ней тайн и загадок,
озарений и открытий. Мой рассказ о Золотухине («СМ Номер один» от 1 ноября 2012
г.) заканчивался пожеланием: мол, когда-нибудь сыщется и фотография нашего
знаменитого земляка. Узнав об этом, из Липецкой области любители авиации
прислали мне снимок, сделанный в 1911 году А.Борисовым на Гатчинском аэродроме —
с перечислением запечатленных (см. фото).

Итак, Золотухин: строен, худощав, подтянут — центральный в этой группе.
Правда, выглядит несколько молодо: если верить нашей летописи, ему должно быть
40 лет, но звание поручика в таком возрасте — нонсенс. Верно, говорят мне
далекие коллеги, он родился в 1881 году, и не в Иркутске, а в селе Московка
Усманского уезда Липецкой губернии. И учился здесь же, в селе Отскочном.
Сохранилась обложка какой-то книги с надписью: «Дана сия книга ученику
Отскоченского сельского училища Мстиславу Максимовичу Золотухину в награду за
успехи в науках и отличное поведение 1 сентября 1892 г.».

Выходит, будущий авиатор родился не в Сибири. Но, вероятно, чуть позднее его
семья переехала в Иркутск, где он учился в юнкерском училище. Существует «Общий
список офицерским чинам Русской Императорской армии. Составлен по 1 января 1909
года», где на странице 387 значится подпоручик Мстислав Максимович Золотухин в
составе 18-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, в то время стоявшего на ст.
Березовка близ Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ).

Очевидно, в 1909 году он был произведен в поручики, после чего отправился в
Севастополь — учиться летать. Дослужившись до чина штабс-капитана, тут же вышел
в отставку, чтобы полнее отдаться любимому делу. И все-таки самое слабое звено в
этой цепи — место рождения: ни у липецких краеведов, ни у меня нет доказательств
того, где родился наш герой — по счету 11-й русский летчик. И третий, кого взяло
небо...

Автор благодарит за помощь кандидата исторических наук Павла
Александровича Новикова, профессора Иркутского государственного технического
университета, и исследователей С.Сергеева и Н.В.Нижегородова (г.
Липецк).

Загрузка...