Теперь и со страшилками

На пачках сигарет скоро появятся наглядные картинки

На прошлой неделе вдогонку к антитабачному закону, запрещающему курение в общественных местах, вступил в силу приказ Министерства здравоохранения и соцразвития «Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения, сопровождаемых рисунками». Пародонтоз, раковые опухоли, ампутированные конечности... Отныне страшные картинки, наглядно демонстрирующие последствия курения, станут непременным атрибутом всех сигаретных упаковок.

Может, через месяц, а может, через два...

Итак, выпуск сигаретной продукции в пачках без картинок отныне запрещен.
Каждая упаковка с «никотиновыми палочками» будет наглядно демонстрировать
«табачные» недуги. В общей сложности утверждено 12 страшилок, предупреждающих о
раке горла, импотенции и прочих напастях. Фото недоношенных младенцев,
рентгеновские снимки злокачественных опухолей... Картинки, к слову, крайне
реалистичные и ужасающие.

Впрочем, на прилавках иркутских киосков сигарет в новом «дизайне» еще не
появилось. Благо, если выпускать пачки без картинок уже запрещено, то
реализовывать ранее произведенные — можно.

— Пока не иссякнут старые запасы, новых упаковок с картинками у нас не
появится, — поясняет продавец одного из киосков. — Ну а когда это будет, сложно
сказать. Может, через месяц, а может, через два. В целом же, согласно вступившим
в силу правилам, картинки будут размещаться на тыльной стороне сигаретной пачки
и занимать не менее 50% ее площади.

А будет ли эффект?

Понятно, что по замыслу авторов нововведения ужасающие картинки с наглядной
агитацией будут способствовать отказу от вредной привычки и снижению числа
заядлых курильщиков. Правда, насколько эффективно — это вопрос.

— Лишними устрашающие картинки в любом случае не станут. Внешний вид
сигаретных пачек, бесспорно, проиграет, их эстетическая привлекательность
существенно снизится, а это, я считаю, уже хорошо. В целом же, думаю, что прежде
всего такая жесткая наглядная антиреклама возымеет действие на молодежь и будет
препятствовать появлению новых курильщиков, — считает кандидат психологических
наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Восточно-Сибирской
государственной академии образования Игорь Бринько. — А вот что касается
курильщиков со стажем, то здесь, я считаю, результатов ждать не стоит. О
пагубных последствиях вредной привычки им без того прекрасно известно. Солидарен
с этим мнением и Владимир Рыбалко, врач-нарколог научно-медицинского центра
«Феникс»:

— В отличие от молодежи, более впечатлительной и эмоциональной, заядлые
курильщики с высоким уровнем зависимости от никотина, конечно, менее
восприимчивы к такой антирекламе. Да, возможно, для кого-то картинка страшного
недуга станет еще одним аргументом в пользу решения бросить курить, однако
переоценивать эффективность наглядной агитации, я считаю, все же не стоит. Тем
более что со временем ко всему привыкаешь. Когда-то ведь и фраза «Минздрав
предупреждает...» заставляла задуматься и была в новинку.

Чехлы, футляры и наклейки

Не прогнозируют снижение продаж и представители торговых табачных компаний. —
Я не считаю, что появление устрашающих картинок в силах снизить спрос на
табачную продукцию. Думаю, что со временем люди привыкнут к наглядным
иллюстрациям точно так же, как и привыкли к предупреждающим надписям, — отмечает
Виктория Штанько, директор магазина «Табакерка» в Иркутске. — Куда более
значительно, на мой взгляд, влияет на уровень продаж показатели цены и
доступности продукции. Такие меры, как повышение акцизов на табак и увеличение
минимальной стоимости сигарет, о которых говорится уже довольно давно, думаю,
станут куда более эффективными методами борьбы с курением и не замедлят
сказаться на уровне продаж.

Впрочем, если в эффективности устрашающих картинок эксперты сомневаются, то в
появлении своеобразной моды на портсигары, а также чехлы, футляры и прочие
аксессуары — нет. Не зря ряд предприимчивых бизнесменов и табачных компаний уже
приступили к выпуску продукции, призванной оградить взоры курильщиков от
нелицеприятных иллюстраций.

— Да, наряду с классическими портсигарами в продаже уже появляются различные
картонные чехлы и футляры, а также обертки и наклейки для сигаретных упаковок.
Другими словами, рынок не дремлет. Новые антитабачные меры рождают и новые
бизнес-идеи, — подтверждает Виктория Штанько.

К слову, приобрести такую продукцию можно уже и на просторах Интернета.
Скажем, наклейки с шутливыми надписями из разряда «Курение не сдается» или чехлы
с оригинальным дизайном российского производства. Последние, к слову,
представлены в ассортименте. Картонные футляры с Че Геварой и Бобом Марли, со
схемой станций метро и даже с графиком разводки питерских мостов... В среднем
стоимость чудо-продукции невысока и колеблется от 50 до 70
рублей.

Метки:
baikalpress_id:  18 258