Как проверяют пилотов?

В России в прошлом году отстранили от полетов из-за алкоголя в крови более 40 летчиков и стюардесс

В начале летнего сезона в Иркутском аэропорту решили показать журналистам, как проверяют летчиков перед полетом. Представители СМИ присутствовали на предполетном осмотре пилотов, а сотрудники аэропорта подробно рассказали о специфике проверки экипажей: в каких случаях пилотов отстраняют от полета и чем чаще всего болеют летчики.

В целом к медицинской проверке летчиков в аэропорту относятся очень серьезно
— все-таки во время полета за плечами пилота десятки, а то и сотни пассажиров.
Кроме осмотра перед каждым рейсом один раз в полгода проходит обязательная
комиссия в авиакомпании, и раз в год — врачебно-летная экспертная комиссия
(ВЛЭК). Стоит отметить, что, в отличие от многих российских аэропортов, где есть
только медпункты, в иркутском существует разветвленная медико-санитарная часть,
включающая, медпункт аэропорта, стартовый медпункт и кабинет осмотра. В ее штате
более 200 специалистов.

— Во время предполетного осмотра врач прежде всего смотрит, как человек
заходит в кабинет, как отвечает на вопросы. Эти простые наблюдения позволяют
выявить подозрительные моменты. Если врача что-то настораживает, то проводится
более глубокое обследование, включающее множество разных процедур. При малейшем
подозрении на невозможность выполнять свою работу человек отстраняется от
работы, так что предполетный просмотр — самый главный для безопасности полетов,
— рассказал заведующий здравпунктом медико-санитарной части ОАО «Международный
аэропорт Иркутск» Александр Марчук.

Длится осмотр всего пять минут. Фельдшер измеряет пульс, температуру,
давление. По словам врачей, крайне редко на предполетном просмотре возникают
такие ситуации, когда летчиков отправляют на дополнительное углубленное
обследование или не допускают до полета. О проблемах со здоровьем они обычно
извещают заранее, иначе, если это выяснится перед полетом, то быстро заменить
летчика или стюардессу будет сложно. И все же случаи отстранений во время
осмотра перед полетами бывают.

— Вот недавно отстранили второго пилота, который прибыл в Иркутск из
Усть-Кута. По дороге что-то съел. Видимо, еда была некачественной, возникло
расстройство желудка, а с ним и рвота, понос, повышенная температура. Пришлось
вызывать скорую медицинскую помощь и срочно госпитализировать, — рассказывает
Галина Фурсова, дежурный фельдшер стартового медпункта. — Конечно, летчику нашли
замену, и вообще с местными авиалиниями проще работать — всегда можно заменить
пилота или бортпроводницу. В прошлом году из-за употребления алкоголя в России
было 9 случаев отстранения от полетов летчиков и 32 — бортпроводников, а также
10 фактов, связанных с употреблением психоактивных веществ, выявленных у
бортпроводников. По словам специалистов врачебных летных экспертиз, действенной
мерой для уменьшения подобных случаев является то, что информация об отстранении
пилотов или бортпроводников вывешивается на сайте Росавиации.

Кроме подобных нарушений бывают случаи отстранения и просто по состоянию
здоровья. Ведь многолетняя работа в воздухе имеет свою специфику. По словам
врачей, у летчиков, проработавших более 25 лет, среди профессиональных
заболеваний лидируют сердечно-сосудистые, часто развивается артериальная
гипертензия. В целом же случаи отстранения летчиков от полетов очень редки,
поскольку у авиакомпаний большая конкуренция, да и сами сотрудники обычно
ответственно относятся к работе. Фото автора

Метки:
baikalpress_id:  25 226