Без московского транзита

Есть ли перспективы у межрегиональных авиаперевозок?

Наступил очередной сезон отпусков. Некоторые уже определились с тем, где и как они будут в этом году отдыхать, а некоторые еще только планируют. Помимо обязательного для многих Байкала жители Приангарья традиционно отправляются туда, где «солнце, воздух и вода» — на Черноморское побережье, в Турцию, Египет, Испанию, Китай... Все эти регионы достаточно далеко от Иркутска, наиболее реально добраться до них авиационным транспортом, и нашим жителям приходится платить за то, что живут они в «середине земли», весьма большую цену.

Новые направления

Под ценой, кстати, подразумеваются не только деньги (к сожалению, очень
немалые), но и временные затраты. Во многие регионы — как на отдых, так и по
работе — приходится летать через Москву. Доходит почти до маразма: до Тюмени или
Кемерово командировочные добираются через столичные аэропорты.

Глобальная транспортная зависимость от столицы — это исключительно российские
реалии. В других больших по территории государствах (из тех, которые считают
себя развитыми, естественно), например США, сеть из авиационных рейсов
пронизывает всю страну с одинаковой плотностью. Добраться из Атланты в Бостон
или из Роли в Даллас напрямую на том же «Боинге-757» здесь не составит особого
труда.

А что в России? Меняется ли сейчас ситуация? Эксперты утверждают, что если на
какие-то направления будет спрос, то региональные перевозчики пойдут на открытие
новых рейсов. Однако по большому счету определением спроса никто не занимается,
а организовывать новые направления методом тыка — слишком накладно. Причем
определенные поползновения в этом плане уже были — правда, на внешних
перевозках. Рейсы в Сеул и Мюнхен, презентованные в свое время с немалой помпой,
«не пошли», хотя чисто теоретически перспективы у них были. В итоге Мюнхен
сейчас не летает вообще, а перевозки на Сеул возобновляются только на летний
период. Из внешних перевозок в Иркутске прижился лишь рейс на Пекин и чартеры.
Сейчас открыты прямые чартерные рейсы в Таиланд (Пхукет, Бангкок), Вьетнам, на
Хайнань, Кипр, в Грецию, Испанию, Египет, Индонезию. Все эти рейсы выполняются
крупными авиакомпаниями уровня S7, NordWind, Аэрофлот.

 Что касается региональных перевозчиков, то они осваивают
внутрироссийские южные направления, что в период отпусков особенно актуально и
практически беспроигрышно. Еще недавно добраться до той же Анапы можно было либо
поездом (до Краснодара или Туапсе, а там — на автобусе), либо самолетом через
Москву. Сейчас все эти варианты остались, но появился и прямой летний рейс
авиакомпании «ИрАэро». Рейс осуществляется раз в неделю на канадском
среднемагистральном самолете CRJ-200 с посадкой в Омске.

По стоимости билета пассажир практически не выигрывает: перелет в Анапу через
Москву авиакомпанией S7 стоит примерно те же деньги, а вот в плане экономии
времени и нервов (которых в московских аэропортах традиционно тратится немало)
прямой рейс — это несомненный плюс. На днях открылся еще один рейс — на Далянь.
Его выполняет авиакомпания «ИрАэро». Это один из очень немногих за последние
годы новых международных рейсов местных авиакомпаний.

Периодически предпринимаются попытки освоить и другие, неюжные направления.
Например, все то же «ИрАэро» с этой весны объявило об открытии рейса Иркутск —
Красноярск — Новосибирск — Омск — Тюмень, а буквально со вчерашнего дня — на
Хабаровск. Все эти рейсы — не ежедневные, но если на них будет повышенный спрос,
то, надо полагать, их частота увеличится.

Курс на надежные машины

Специалисты, комментируя тенденцию на возрождение прямых межрегиональных
авиационных перевозок, отмечают, что нынешние авиакомпании стараются уходить от
ошибок своих предшественников, которые пытались в 90-е годы любой ценой
поддержать открытые еще в советское время межрегиональные направления. Рейсы
выполнялись тогда на старых самолетах, отлетавших свой ресурс. Соответственно,
нередки были аварийные посадки, задержки и отмены рейсов, да и само путешествие
на полуразваленном Ан-24 положительных эмоций пассажирам не добавляло.

Сейчас авиакомпании держат курс на покупку новой техники — иначе конкурентную
борьбу не выиграешь. Аны, конечно, еще остаются, но исключительно надежные
машины. Рейсы выполняются точно по расписанию — неудивительно поэтому, что в
число лучших авиакомпаний страны, определяемых по самым разным показателям,
попадают далеко не одни только гранды, но и небольшие региональные авиакомпании.
Например, то же «ИрАэро», по итогам 2011 года, находилось в первой десятке по
пунктуальности — из 7558 рейсов «ИрАэро» только 3% вылетов было
задержано.

Метки:
baikalpress_id:  18 161