«Мы работаем с государством в унисон»

На Восточно-Сибирской железной дороге одинаково ценят и молодых, и ветеранов

Выражение «кадры решают все» стало по-настоящему крылатым. Его применяют часто и не всегда оправданно. Однако есть отрасли, где оно приобретает особый смысл, поскольку именно здесь профессионализм и мастерство сотрудников играют решающую роль. Одна из таких отраслей — железная дорога. О том, как ведется кадровая политика на Восточно-Сибирской железной дороге, рассказал Алексей Алексеевич Боровиков, заместитель начальника ВСЖД по кадрам и социальной политике.

— Какое определение можно дать кадровой политике ВСЖД?

— Сегодня я смело назвал бы кадровую политику ВСЖД слаженной системой,
работающей как точный часовой механизм. Работу с персоналом мы ведем не
спонтанно, все мероприятия реализуются в строгом соответствии с единой
стратегией ОАО «РЖД» по развитию кадрового потенциала на период до 2015 года и
включают в себя целый комплекс мероприятий по привлечению персонала и его
мотивации, обучению и повышению квалификации, взаимодействию работников железной
дороги с внешней средой. Направления работы с персоналом достаточно объемные, и
все они являются частью кадровой политики компании.

— Насколько кадровая политика ВСЖД соотносится с интересами государства?

— Я думаю, что все интересы государства учтены. Сегодня на предприятиях
железнодорожного транспорта в границах ВСЖД трудится более 57 тыс. работников, и
о каждом из них компания проявляет заботу. Мы делаем ставку на обучение
персонала, обеспечиваем социальные гарантии, привлекаем молодежь и забоимся о
ветеранах отрасли. У государства на сегодняшний день аналогичные приоритетные
задачи, и по сути мы помогаем государству, взяв на себя ответственность за почти
60 тыс. человек. В данной ситуации мы работаем с государством в унисон.

— Как реформирование отрасли отразилось на работниках ВСЖД? Удалось ли
сохранить все социальные гарантии, которыми раньше всегда славилась железная
дорога?

— Сегодня компания «РЖД» находится на завершающей стадии реформирования.
Многие предприятия ушли, так сказать, под вертикаль, и сейчас в границах дороги
работает несколько дирекций. И тем не менее все эти преобразования на социальные
гарантии работников практически не повлияли. Ведь в компании реализуется
коллективный договор, который распространяется на все ее подразделения. Этот
основополагающий документ гарантирует работнику всецелую социальную поддержку.
Договор включает в себя такие нечастые для нашего времени обязательства, как,
например, обеспечение жильем своих работников... Для работников
Восточно-Сибирской железной дороги, а также для работников региональных дирекций
и других структурных подразделений ОАО «РЖД», территориально расположенных в
границах ВСЖД, состоящих на учете для предоставления корпоративной поддержки, в
2012 году было выделено 9,59 млн рублей на субсидирование вновь выдаваемых
ипотечных кредитов и 23,4 млн на предоставление безвозмездных субсидий для
приобретения жилых помещений многодетным семьям, в которых 5 и более детей.

— Какая роль в компании отводится образовательной системе?

— Образование — это один из основных приоритетов ОАО «РЖД». На ВСЖД успешно
действуют центры профессиональной квалификации. Развитие профессиональной
компетенции кадровых ресурсов имеет огромное значение. Поэтому сегодня мы
направляем серьезные средства на повышение материально-технической базы
ведомственных учебных заведений, принимаем участие в изменении учебных программ.
И как результат — эффективность обучения растет.

Вопросы образования рассматриваются на самом высоком уровне. Совсем недавно
вышло новое распоряжение президента компании о профессиональном обучении и
повышении квалификации работников ОАО «РЖД», которое по сути своей определяет
базовые профессиональные компетенции для работников. Реализация всего комплекса
мер по работе с персоналом дает возможность обеспечивать компанию кадрами
соответствующей квалификации. Ценность человеческого капитала компании на данный
момент очень высока, и мы стремимся к ее постоянному росту.

На дороге уже давно и довольно успешно работает непрерывная система
подготовки и повышения квалификации кадров, которая охватывает всю сферу
деятельности в вопросах подготовки кадров (от детских садов, школ, техникумов и
вузов до повышения квалификации руководящих работников), а также обеспечивает
преемственность поколений, развитие интереса к профессии железнодорожника,
является значимой социальной гарантией для работающих железнодорожников и членов
их семей. 19 октября 2012 года исполнилось 20 лет со дня начала лицейского
движения на ВСЖД. В единой системе действуют ИрГУПС, лицей № 36, 6
школ-интернатов (Слюдянка, Улан-Удэ, Танхой, Тайшет, Вихоревка, Нижнеудинск),
детская железная дорога (Иркутск). Кроме того, в регионе деятельности
Восточно-Сибирской железной дороги функционируют 23 детских сада. Завершилась
передача детского сада № 215 ОАО «РЖД» на ст. Коршуниха в муниципальную
собственность.

— Какие инструменты используются для привлечения молодежи на железную дорогу?

— Сегодня на ВСЖД 28% работников — люди в возрасте до 30 лет. Мы ценим эти
кадры и понимаем, что необходимо привлекать молодежь и в дальнейшем. Для этого у
нас выстроена прозрачная молодежная политика. Наш главный козырь в процессе
привлечения молодежи — стабильность. Сегодня компания «Российские железные
дороги» одна из немногих может похвастаться высоким уровнем стабильности — как в
плане выплаты заработной платы, так и в плане реализации социальной политики,
направленной на работника. Работники ВСЖД уверены в завтрашнем дне. Они знают:
как бы ни складывалась экономическая ситуация в стране и мире, они не будут
выброшены на улицу. Для молодежи у нас существуют особые условия: это и
ипотечное кредитование на особых условиях, и преимущество при направлении на
курсы повышения квалификации. Специально для молодых работников компании
разработаны и реализуются программы «Корпоративный лидер», «Команда 5G» и многие
другие.

Эффективность молодежной кадровой политики как раз и подтверждается тем,
что доля молодых сотрудников за последние годы — с момента начала реализации
молодежной политики — возросла с 21 до 28%.

 — Какие меры принимает компания для сокращения расходов во время
нестабильной экономической ситуации в стране? Не страдает ли персонал?

— В ситуации экономической нестабильности, фактически второй волны кризиса в
стране, компания вынуждена принимать меры по оптимизации расходов, но основная
ставка компании в этом направлении делается не на экономию расходов на персонал,
а именно на оптимизацию производственных расходов, которые в данный момент можно
минимизировать. Очень часто вопросы оптимизации персонала связывают с его
сокращением, но это не единственный путь решения проблем. Признаю: экономить на
расходах на персонал можно, но для этого существуют иные методы, например
переобучение работников с целью совмещения профессий, смены специализации. Есть
масса уже готовых сценариев, которые позволяют реализовать оптимизацию расходов
без негативного воздействия на человека.

— В преддверии Дня Победы хочется спросить о поддержке ветеранов ВСЖД. Каким
образом она осуществляется?

— Сразу должен сказать, что работа с ветеранами носит постоянный характер, а
не проводится, как часто у нас бывает, только к определенным датам. Фонд
«Забота», который был создан в 90-е годы, для того и создавался, чтобы сделать
эту работу с ветеранами системной. Фонд «Забота» пополняется за счет
добровольных перечислений работников ВСЖД. Более чем на 2,5 млн рублей оказана
материальная помощь через этот дорожный фонд. Это позволяет оказывать другую
адресную помощь ветеранам по их обращениям — вплоть до того, что нередко мы
полностью ремонтируем им квартиры.

Уже сейчас работаем над подготовкой к 70-летию Великой Победы. За 2012 год
оказано ежемесячной материальной помощи неработающим пенсионерам на 21,95 млн
рублей. Кроме того, оказана материальная помощь для приобретения бытового
топлива на сумму более 14 млн рублей и на услуги по зубопротезированию — более
2,2 млн.

В рамках празднования 67-й годовщины победы в Великой Отечественной войне
оказана материальная помощь через благотворительный фонд «Почет» участникам
войны (по 2000 рублей) и труженикам тыла (по 1000 рублей) — всего 873 человекам,
на сумму 1 млн рублей.

К сожалению, время неумолимо и число ветеранов — участников Великой
Отечественной войны — сокращается. Но наша работа рассчитана не только на
ветеранов. Она направлена еще и на молодежь, на ее патриотическое воспитание,
сохранение памяти. Вот совсем недавно проводился субботник, и средства от него
были перечислены в фонд «Забота». Сейчас, в преддверии праздника, на всех
предприятиях дороги проводятся встречи с ветеранами. Каждого ждут подарки и
внимание. Ведь память о великом подвиге русского солдата будет жить до тех пор,
пока современное поколение будет о нем помнить.

Справка

На дороге работают 1037 молодых специалистов, в т. ч. 722 с высшим
профессиональным образованием (69,7%) и 315 со средним профессиональным (30,3%).
Из 722 молодых специалистов с высшим профессиональным образованием, работающих
на предприятиях региона, 429 используются на инженерных должностях (59,5%), 27 —
на технических (3,7%), 237 — на должностях рабочих (32,8%), и 29 на должностях
служащих. (4,0%).

Награды

За 2012 год 33 работника магистрали отмечены наградами Министерства
транспорта Российской Федерации, 163 — наградами ОАО «РЖД». Высшей награды
компании — знака «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД» — удостоены 19 работников
дороги. В их числе — Валерий Александрович Селиверстов, электромеханик
Улан-Удэнской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, и Виктор
Николаевич Атаченко, бригадир по текущему содержанию и ремонту пути и
искусственных сооружений Слюдянской дистанции пути.

За 1-й квартал 2013 года 60 работников отмечены наградами ОАО «РЖД», высшей
награды компании — знака «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД» — удостоены 2
работника дороги: Петр Иванович Банаев, заместитель начальника службы
корпоративной информатизации Восточно-Сибирской железной дороги, и Валерий
Григорьевич Домышев, начальник участка производства дирекции по эксплуатации и
ремонту путевых машин Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры.

Их высокий профессионализм и ответственное отношение к профессии позволяют
обеспечивать безопасность движения поездов, устойчивую работу Восточно-Сибирской
железной дороги.

Метки:
baikalpress_id:  18 060
Загрузка...