Общественный транспорт: что будет дальше?

Нынешний тариф за проезд дестабилизирует обстановку в Иркутске, считает ряд экспертов

Ветхие маршрутки и автобусы, частые ДТП, рост числа нелегальных перевозчиков, хамство и непрофессионализм водителей — общественный авто-транспорт в городе Иркутске переживает нелучшие времена. Рентабельность падает, количество машин снижается, бизнес уходит в тень... Все чаще на смену добросовестным перевозчикам приходят нелегалы. Заложниками столь печальной ситуации становятся, увы, рядовые горожане. Так кто же виноват и что делать? Соображениями на сей счет делятся эксперты.

Ситуация аховая

Итак, сами водители и автоперевозчики причину всех бед видят в низких
тарифах. Рентабельность падает, число машин сокращается. Отсюда, собственно, и
все проблемы. Напомним, что в последний раз тарифы на проезд в городском
коммерческом транспорте прошли индексацию в 2008 году, когда с 10 рублей
стоимость поднялась до 12. С тех пор, несмотря на инфляцию, цена за проезд
остается прежней.

— Тариф давно уже пора повышать, это очевидно. ГСМ растут в цене, солярка
дорожает, а мы как ездили за 12 рублей, так и продолжаем ездить, — считает Игорь
Аркадьевич, водитель 87-й маршрутки. — Да о чем здесь говорить, если три года
назад бензин стоил 18 рублей, а сейчас 32, колесо обходилось в 3 тысячи рублей,
а сейчас в 6. Ну куда это годится?

К слову, две недели назад, когда водители нескольких маршрутов предприняли
робкую попытку забастовки, сам Игорь Аркадьевич исправно работал. — Забастовка —
это, конечно, не выход, надо искать иные решения. Ну а в целом возмущение коллег
мне понятно. Ситуация-то действительно аховая.

Кто за рулем?

Между тем в связи с низкой рентабельностью пассажироперевозок претерпевают
изменения и водительские кадры. Шоферы достойной квалификации уходят — низкая
заработная плата их не устраивает. В результате все чаще за руль общественного
транспорта садятся гости из стран ближнего зарубежья. Представителей
Госавтоинспекции такая ситуация тревожит.

— Со стороны руководителей транспортных предприятий вопрос профессиональной
подготовки водителей требует более ответственного отношения, — уверен Сергей
Швин, начальник отделения технического надзора ОГИБДД УМВД России по городу
Иркутску. — С одной стороны, перевозчиков можно понять — в отличие от российских
водителей, приезжие, как правило, не употребляют спиртного, относятся к своей
работе ответственно. Однако транспортную обстановку на территории города они
знают плохо, а с правилами дорожного движения Российской Федерации знакомы
зачастую, что называется, шапочно.

Разделяет тревогу представителей ГИБДД и Дмитрий Дорожкин, заместитель
начальника межрегионального управления Государственного автодорожного надзора по
Республике Бурятия и Иркутской области. В ходе минувшей научно-практической
конференции о проблемах развития транспорта в регионе эксперт, в частности,
отметил:

— Рост числа нелегальных перевозчиков, недостаточный уровень профессионализма
водителей, нарушение режима работы и отдыха, выпуск на линию неисправной техники
— вот наиболее актуальные проблемы. Сегодня каждая десятая маршрутка выходит на
линию без соответствующих документов. К слову, нарушения режима работы и отдыха
не скрывают и сами водители. — Давно уже прошли те времена, когда можно было и
не перерабатывать. Ну а сейчас что поделаешь — жизнь заставляет. Если не крутить
баранку с утра и до самого вечера, тогда, извините, без копейки останешься, —
сетует Игорь Аркадьевич.

Ушел в дальнобойщики

Между тем покидают сферу общественного транспорта и сами бизнесмены. Дескать,
слишком хлопотно, слишком накладно. Иркутянин Андрей Федотов как раз-таки один
из тех, кто устал воевать за рентабельность бизнеса. Еще несколько лет назад,
будучи предпринимателем и профессиональным водителем, Андрей работал на одном из
маршрутов, держал несколько автобусов.

— Уже тогда, в 2010 году, тариф в 12 рублей не оправдывал расходов. Ну а чем
дальше, тем хуже. В итоге продал технику и ушел в дальнобойщики. — Да, проблем
действительно много, — подтверждает Сергей Ошурков, председатель Ассоциации
транспортных предприятий г. Иркутска. — Это и острая нехватка профессиональных
водителей, и ветхий автопарк, и снижение числа коммерческого автотранспорта.
Сейчас идет работа над тем, чтобы произвести расчеты, собрать пакет документов и
доказать региональной службе по тарифам необходимость повышения стоимости
проезда.

В чем же сложность?

Напомним, что несколько лет назад полномочия по регулированию тарифа на
проезд в коммерческом автотранспорте перешли от города в ведение области.
Доказать необходимость увеличения цены стало сложнее. Между тем свет в конце
тоннеля, кажется, виднеется — 10 инициативных частных перевозчиков уже
обратились за компетентной экспертной помощью.

— Работа началась с того, что мы провели обычное анкетирование перевозчиков.
И здесь сразу стало понятно, что никто в Иркутске не контролирует ни
пассажиропоток, ни расписание, ни скорость движения. То есть у нас нет
информационного поля, нет базовой основы, — отметила в ходе минувшей конференции
Любовь Цукерман, генеральный директор ЗАО «Центр финансовой экспертизы». — В
итоге мы оттолкнулись от методики расчета себестоимости и рентабельности
пассажироперевозок 81-го года и рассчитали себестоимость одного
пассажиро-километра.

Сейчас работа продолжается, и говорить о конкретных цифрах пока еще рано.
Однако тот факт, что существующий тариф не соответствует реальным расходам,
экспертам очевиден. Как отметил один из участников конференции, 12-рублевая
стоимость проезда дестабилизирует обстановку в городе.

Одно слово — нервотрепка

А готовы ли сами иркутяне к увеличению стоимости проезда в городском
общественном транспорте? С этим вопросом мы обратились к рядовым обывателям.

— Да, лично я готова, лишь бы маршрутки хорошо ходили, — делится своим
мнением Ольга. — Я живу в районе 23-й школы и каждое утро уезжаю на работу с
боем. Мало двадцаток, мало 49-х. Дождаться маршрутку и влезть в нее очень и
очень непросто.

Солидарна с позицией Ольги и иркутянка Наталья Константинова: — 15, 17 или 20
рублей — это, в общем-то, не проблема. Главное, чтобы и качество обслуживания
хотя бы немного улучшилось. Ездить в старых, разбитых маршрутках, причем на
сумасшедшей скорости, я и бесплатно, знаете ли, не готова.

К слову, сетуя на проблемы в сфере общественного транспорта, упоминают
иркутяне и еще одну беду: хаос и бардак на остановочных пунктах. Столпотворение
разнокалиберных маршруток и автобусов, беспорядочная высадка-посадка пассажиров,
суетливая растерянная беготня по остановке. И все это под аккомпанемент громких
автомобильных клаксонов и выхлопных труб. «Курорт Ангара», «Центральный рынок»,
«Микрорайон Байкальский» — некоторые городские остановочные пункты сродни
рискованным аттракционам. — Тут же трамваи, тут же маршрутки... Чуть зазеваешься
— и под колеса, — сетует Ольга, ожидая транспорт на Центральном рынке. — И ведь
кто где хочет, тот там и останавливается. Одно слово — нервотрепка.

Недовольна положением и пенсионерка баба Катя из микрорайона Ново-Ленино.
Ожидая муниципальный 30-й на углу улиц Чехова и Дзержинского, бабушка охотно
делится мнением:

— Я езжу только на тех ново-ленинских автобусах, где действительны льготные
проездные. Сами понимаете, пенсия-то небольшая. Ну а в целом безобразие,
конечно, что тут скажешь. Суета, неразбериха. Да еще и таксисты транспорту
мешают. Бомбилы, смотрите, в остановочном кармане стоят, а автобусы на
пешеходном переходе останавливаются, — справедливо замечает бабушка, кивая на
ряд разнокалиберных автомобилей.

Карман, предназначенный для общественного транспорта, служит почему-то
стоянкой для таксистов.

Отстаем на 7 лет?

Между тем навести порядок на остановочных пунктах Иркутска власти обещают в
ближайшее время. В планах городской администрации — установка электронных табло,
обустройство заездных карманов и полос для разгона. — Параллельно будет идти
работа по установке информационных табличек и сегментированию остановочных
пунктов, — отметила в ходе минувшей конференции Юлия Гордина, заместитель
начальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта
комитета ЖКХ администрации Иркутска. — В 2013 году на эти цели из городского
бюджета запланировано направить 15 миллионов рублей.

В целом же, оценивая текущую ситуацию, представители администрации признают:
пока городу похвастаться нечем.

— В части развития пассажирского транспорта Иркутск отстает примерно на 7
лет. Отстает в отношении применения ГЛОНАСС, в отношении соблюдения расписания и
качества обслуживания...

Сейчас, по словам Юлии Гординой, администрация ведет планомерную работу по
наведению порядка в сфере автотранспорта. В числе основных задач на ближайшую
перспективу — разработка и утверждение новых маршрутов, которые будут
курсировать через новый мост.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments