Пуртян и барабаны

Про глюкофон, безумную посылку и голос Земли

Сергей Пуртян — единственный в Иркутске мастер, который делает барабаны. Причем не обычные, а этнические — африканские, арабские, латиноамериканские, а также шаманские бубны. В прошлом году он был одним из инициаторов необычной акции по исполнению музыкальной композиции на льду Байкала. Видеоклип выложили в Сети, он пользовался во всем мире огромной популярностью. Это стало поводом для организации на Байкале первого в мире фестиваля игры на ледяных торосах.

Учился по Интернету

Вначале, вспоминает Сергей Пуртян, у него просто появилось желание научиться
играть на этнических ударных инструментах. На концерте группы «Сандал» его
вдохновила игра одного из барабанщиков, отбивающих мелодию на дарбуке. После
выступления Сергей отправился в ближайший магазин, чтобы купить такой же
барабан. Но ничего подходящего не нашел, поэтому решил заказать его по
Интернету, а там случайно попал на сайт о том, как делать инструменты.
Захотелось попробовать, к тому же супруга Сергея — известный в Иркутске керамист
Татьяна Ерошенко — сделала корпус барабана, подходящую шкуру он нашел у
охотников, так и появился первый барабан.

— Этот инструмент получился не совсем таким, как хотелось, но все-таки это
был первый опыт, — рассказывает Сергей. — Но я постоянно учился. Помню, к нам на
завод приехал человек из ближнего зарубежья, который в Таджикистане играет на
барабане. Он показал мне, что исправить и доделать в моих барабанах, учил играть
на своем национальном инструменте. А потом со своей родины привез мне узбекский
бубен «дойра». Я стал активно общаться с барабаноделами. В Иркутске, кстати,
таких мастеров больше нет.

Сергей по натуре человек любознательный, поэтому, чтобы освоить азы
производства этнических барабанов, решил просто собирать всю информацию об этом
ремесле. Многое почерпнул в Интернете, постоянно общался с музыкантами,
прислушивался к каждому совету профессионалов. Сейчас он может сделать барабан
полностью самостоятельно — от начала до конца. Умеет работать на гончарном круге
и может выкрутить барабан любой сложности, сам выделывает козлиную или рыбью
кожу, знает, как ее вымочить и натянуть при помощи шнурков или клея, чтобы у
инструмента было нужное звучание. Это достаточно редкое ремесло. Обычно
барабанодел просто натягивает кожу на барабан, а сам корпус заказывают у
керамистов.

— У хорошего барабана должна быть гладкая кромочка, правильный радиус загиба,
— говорит Сергей. — Ведь барабан — это травмоопасный инструмент. Человек играет
пальцами, и если инструмент сделан с нарушениями, то музыкант может просто
повредить себе руки. Тем, кто хочет научиться играть на этих инструментах, я
советую для начала купить обычный простой металлический барабан с пластиковой
мембраной, потому что за нашими барабанами нужно ухаживать, как за малым
ребенком. Кожа — это же живой материал, из-за сухости или влажности она может
провиснуть или, наоборот, стянуться. Профессионалы знают, что делать в такой
ситуации, а новичку будет сложно.

Барабанная экзотика

Сергей Пуртян научился делать барабаны разных стран и народов мира. В его
коллекции немало экзотических редких инструментов, о которых он может увлеченно
рассказывать часами. Например, изящный вытянутый африканский барабан удо. С
первого взгляда и не подумаешь, что это инструмент, он больше похож на вытянутый
кувшин. Барабан так и переводится с одного из африканских языков — «горшок». В
нем два больших отверстия по бокам, по ним в основном и ударяет музыкант, отчего
звук подучается немного космический и булькающий. В честь необычного звучания
этот барабан еще называют «голос Земли».

— Это латиноамериканский барабан кахон, но я его называю «безумная посылка»,
— продолжает рассказывать мастер, показывая на деревянную коробку с одной
круглой дыркой, напоминающую скворечник. — У него печальная история. Когда рабов
привезли в Америку, рабовладельцы запретили им играть на инструментах, имеющих
кожаную мембрану. В то время у африканцев были сильны традиции ритуальных
обрядов, и барабан сопровождал все важные события в жизни. А рабовладельцы не
хотели, видимо, чтобы у них сохранялась религиозность. В итоге те стали просто
играть на коробках для сборки апельсинов.

Как рассказал мастер, с годами эта коробка трансформировалась в музыкальный
инструмент из фанеры, с натянутыми внутри струнами. Сегодня кахон выпускают по
всему миру, потому что у барабана огромный звуковой диапазон — одна такая
коробочка звучит как целая ударная установка.

В коллекции Сергея Пуртяна есть и современные барабаны, причем тоже
экзотические. К примеру, инструмент с забавным названием глюкофон. — Это новый
перкуссионный инструмент, совершенно фантастический, — говорит мастер. — В 2000
году его придумали в Швейцарии. Он выглядит как летающая тарелка, металлическая,
размером 50—60 см. Ее держат на коленях и играют пальцами, и она дает такой
безумнейший звук. У этого инструмента хитрая история. Поскольку швейцарская
фирма продавала их очень дорого, а звук у инструмента был обалденным, то народ
решил придумать свой, более дешевый вариант. Люди стали делать барабаны из
металлических газовых баллонов. Я тоже такой сделал, но его кто-то взял и не
вернул, поэтому я еще создал такой же, но керамический.

Байкальский лед

Знакомство с известной в городе студией этнической перкуссии «Этнобит»
произошло случайно. На одну из выставок Сергей Пуртян принес барабан из своей
коллекции. Татьяна Ерошенко, жена мастера, попросила ребят из студии «Этнобит»
что-нибудь исполнить на открытии. Наталья Власевская, одна из нынешних
руководителей студии, согласилась, а потом пришла в мастерскую к Сергею и стала
первым покупателем из профессиональных музыкантов. Вообще, свои барабаны Сергей
продает редко, только тем, кто умеет на них играть, кому они действительно
нужны.

— Студия «Этнобит» научила меня играть на барабанах, а я учу их за ними
ухаживать и реставрирую их инструменты. Ремонтирую и другие барабаны. Как-то к
нам приезжал итальянец и привез в подарок настоящий итальянский бубен. Но когда
мы отдыхали на Байкале, он попал под дождь, промок, мы стали его сушить у
костра, и он порвался. Недавно я его починил.

Вместе со студией «Этнобит» Сергею Пуртяну удалось воплотить креативную идею
— сыграть на ледяных торосах Байкала. Оказалось, что байкальский лед —
замечательный инструмент, удивительный природный барабан. Интерес к «ледовой»
музыке проявили многочисленные пользователи Интернета, куда был выложен
видеоклип. Поэтому нынешней зимой Сергей Пуртян решил повторить положительный
опыт и организовал совместно со студией «Этнобит» первый международный фестиваль
ледовой музыки Байкала BaikalIceMusic. Его включили в программу Зимниады,
большую поддержку оказали ИрГТУ и администрация Ольхонского района. Правда, на
этот раз на Байкале было много снега и мало торосов. Но в целом фестиваль прошел
замечательно, байкальский лед переливался и звучал действительно как хороший
инструмент. Про первый фестиваль игры на ледяных торосах Байкала рассказали
многие центральные телеканалы. По словам Сергея Пуртяна, фестиваль был задуман
прежде всего для того, чтобы туризм на зимнем Байкале стал популярным видом
отдыха. Если в программе туров будет игра на ледяных торосах, то это может
привлечь на зимний Байкал большое число туристов, в том числе иностранцев.

Сергей Пуртян не считает себя уникальной личностью, говорит, что у каждого
человека должно быть какое-то хобби. По его словам, жизнь по схеме «дом —
работа» часто приводит людей к апатии, депрессиям и вредным привычкам. — У нас
проблема, которую никто не озвучивает, но я ее вижу. Это отсутствие интересов,
хобби у людей, — говорит Сергей Пуртян. — Многие люди на работе занимаются
рутиной с утра до вечера, а потом дома просто тупо смотрят телевизор. Помните,
как было в советское время: масса кружков, секций, клубов по интересам, дети во
дворцах пионеров занимались. А сейчас, по статистике, самый пьющий у нас — это
средний класс, у которых есть только деньги на алкоголь, поэтому им нечем себя
занять. Богатые люди хотя бы имеют возможность путешествовать. А ведь когда ты
чем-то увлекаешься, у тебя не только жизнь становится интересной, но и
появляется масса друзей, единомышленников, потому что ты просто становишься
интересен людям. Мне хочется расшевелить людей, показать на своем примере, что
жизнь может быть яркой, интересной.

Метки:
baikalpress_id:  18 030