Сохранить объемы, обеспечить доступность

Перспективы развития пассажирского транспорта обсудили на пассажирском форуме

Как сохранить низкую стоимость билетов на электрички, почему были отменены некоторые поезда и каким образом можно решить проблему доступности железнодорожного транспорта для инвалидов и маломобильных граждан — все эти вопросы, равно как и многие другие, обсуждали представители РЖД, руководители профильных министерств, ученые во время «Пассажирского форума — 2013». На представительном мероприятии побывал корреспондент «СМ Номер один».

Железнодорожный пассажирский транспорт возит людей уже более двух веков. На
его долю приходится более 30% пассажирооборота. За прошлый год поезда перевезли
более 1 млрд пассажиров. По критериям надежности, точности, экологичности
железнодорожный транспорт является одним из ведущих. Если говорить о
безопасности, поезда по праву заслужили лидерство среди всех видов транспорта.
На протяжении последних лет наблюдается рост пассажир-ских перевозок.

— Это происходит, — подчеркивает Александр Мишарин, первый вице-президент ОАО
«РЖД», — благодаря стратегии, которая проводится в нашей компании в последние
годы. Александр Мишарин поделился с журналистами планами относительно перспектив
нерентабельных, но социально значимых пассажирских перевозок Западной и
Восточной Сибири.

— Железнодорожный транспорт был и будет доступным для всех, — отметил
вице-президент. — Доступность билетов для малоимущих слоев населения, для тех,
кому важна невысокая стоимость проезда, — это один из наших социальных
стандартов. Это, безусловно, касается перевозок в плацкартных вагонах.

Отмену некоторых поездов дальнего следования Александр Мишарин объяснил
хроническим недофинансированием Федеральной пассажирской компании. Выпадающие
доходы компании должны компенсироваться из федерального бюджета, но в казне эти
средства не были предусмотрены. На сегодняшний день сумма компенсации составляет
10,2 миллиарда рублей.

— Проведено совещание под председательством заместителя председателя
правительства Аркадия Дворковича. По его итогам Министерство транспорта подало
заявку на 10,2 миллиарда рублей. Если это решение в итоге будет проведено, то
отмены поездов не будет. Мы стараемся максимально сохранить объем перевозок и
повысить доступность железнодорожного пассажирского сообщения. Выступление Ильи
Долматова, директора Института проблем ценообразования и регулирования
естественных монополий НИУ ВШЭ, было посвящено исследованию стоимости
пригородных железнодорожных перевозок и особенностям ценообразования для
пассажиров.

— Вопрос это социально важный, — отметил он, — поскольку 20% населения
регулярно пользуется электричками, 50% пассажиров используют их для поездки на
работу. Для кого-то этот вид транспорта вообще является безальтернативным,
особенно для жителей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Между тем пригородные
пассажирские компании убыточны, некоторые из них находятся на грани банкротства,
а пассажиры недовольны высокой стоимостью билетов и качеством обслуживания.

Все дело в том, что тарифы в электричках установлены ниже экономически
обоснованного уровня. Чтобы компенсировать убытки, необходима поддержка со
стороны регионов. Еще одно направление — субсидии, направленные на дотирование
льготников, которые должно выделять государство.

Если вопрос финансирования не решится, маршруты курсирования пригородных
поездов будут сокращены. 1 млн 700 человек останутся полностью без обслуживания
общественным транспортом. В частности, в Иркутской области будет сокращено как
минимум 10 электричек.

Сейчас речь идет о поддержании компаний в текущем состоянии, об их развитии
мы уже не говорим, — отмечает Илья Долматов. — Нынешних инвестиций явно
недостаточно для обновления подвижного состава, и сегодня этот процесс
осуществляется за счет средств «Российских железных дорог», которые уже уходят
из этого вида деятельности. Так что возникает извечный вопрос: откуда брать
деньги? Чтобы выйти на безубыточный уровень, тарифы нужно увеличить на 52%.
Очевидно, что такой рост тарифов приведет к оттоку пассажиров. Есть другой путь
— увеличение бюджетного субсидирования. Сегодня требуется порядка 25 миллиардов
рублей господдержки.

— Я считаю, нужно использовать все варианты решения ситуации, — говорит
специалист, — но ключевой, безусловно, является мера государственной поддержки.
Кроме того, регионы должны заблаговременно предусматривать в бюджетах
соответствующее финансирование, чтобы покрывать убытки, которые несут
пригородные пассажирские компании.

Метки:
baikalpress_id:  17 971