Почетный или непочетный?

Герою СССР не могут присвоить звание почетного гражданина Иркутска

Для того чтобы восстановить историческую справедливость, ветераны Иркутска вынуждены собирать подписи: они просят городскую думу посмертно присвоить Герою Советского Союза генерал-полковнику авиации Владимиру Безбокову звание почетного гражданина города. Оказывается, это не так-то и просто сделать, даже несмотря на то, что в Иркутске есть мемориальная доска, на которой Безбоков уже значится почетным гражданином.

Герой войны

Генерал-полковник авиации Владимир Безбоков известен каждому иркутянину. Но,
как правило, только потому, что его именем названа улица в Свердловском районе
Иркутска. О боевых подвигах и деятельности Безбокова в мирное время знают
преимущественно летчики, с которыми он служил в Иркутске. Эта фигура пользуется
среди военных (и ветеранов, и тех, кто служит сейчас) непререкаемым авторитетом.

Безбоков имел героическую боевую биографию. Он летал на самолете Ли-2 —
модели, прототипом которой был американский транспортник «Дуглас». Летать на
этой машине было опасно: ни летчик, ни штурман не были защищены — дюраль
самолета пробивалась винтовочной пулей. Безбоков совершал боевые вылеты в
опасных условиях. Под Сталинградом он спас экипаж другого самолета, подбитого и
севшего на кукурузном поле на территории противника. Машина Безбокова села на
том же самом поле, и экипаж был спасен. В Югославии он спас своего брата Юрия,
который служил в том же подразделении. Самолет брата не вернулся, и Владимир,
вернувшись после ночного вылета, дозаправил свой самолет и полетел искать брата.
И нашел его, спас. Некоторое время будущий генерал-полковник авиации воевал
вместе с десантниками: на заключительном этапе битвы за Москву под Вязьмой
выбрасывали десант, а у самолета Безбокова разбило лыжу, он перевернулся и
пришел в негодность. Экипаж остался воевать вместе с десантными подразделениями.
Позже Безбокову было присвоено звание «Почетный гражданин города Угра»
(Смоленская область), где проходила эта военная операция.

Командующий армией

Спустя тридцать пять лет после войны Безбоков был назначен командующим
новосозданной 30-й воздушной армией Верховного главнокомандования
стратегического назначения. Управление ее размещалось на улице Чехова в
Иркутске. Современные воздушные суда оснащались крылатыми ракетами большой
дальности и были способны наносить удары по заданным целям в любой точке земного
шара. Подразделения армии дислоцировались на территориях Восточной Сибири,
Забайкалья и Дальнего Востока.

— У военных было много бытовых трудностей. Бытом в гарнизоне обрастали долго.
Были большие проблемы с жильем. На бытовой почве могли случаться срывы. Так вот
Безбоков старался решить эти проблемы. Его любили. Он летал по гарнизонам и
разговаривал с военными, почти со всеми находил общий язык. Но если что, то в
выражениях не стеснялся, бывал резок. Были у него и противники — например,
тогдашние городские руководители, которые обязаны были предоставлять армии 10%
от строящегося жилья, но предоставляли квартиры крайне неохотно. Безбоков бился
за каждую квартиру для летчиков, — рассказывает Юрий Баранов, летчик на пенсии,
служивший в то время, когда 30-й воздушной армией командовал Безбоков.

Сегодня Юрий Иванович заведует Иркутским домом литераторов. Сам он, будучи
энтузиастом, добился, чтобы в Иркутске появилась мемориальная доска другому
заслуженному летчику — маршалу авиации Голованову, который в 1935—1937 годах
работал в Иркутске и создал многие северные направления в авиации, а позже стал
основателем авиации дальнего действия. Первоначально доску предполагалось
разместить на доме, где жил Голованов (в этом здании на ул. Горького
располагается Центральное агентство воздушных сообщений). Но потребовалось
письменное согласие всех собственников дома. Так как собрать бумажки оказалось
сложным делом, доску прикрепили на здание Росавиации на ул. Декабрьских Событий.

А что он сделал?

Юрий Баранов рассказывает, что восстановление исторической справедливости к
90-летию Безбокова затеял Николай Федорович Кустов, возглавивший инициативную
группу. Николай Федорович служил бортовым механиком на самолете, на котором
летал командующий армией. Но когда ветераны пришли в думу Иркутска, их спросили,
что Безбоков сделал для города.

— Его заслуг, очевидно, недостаточно. Хотя он и непосредственно для города
много сделал. Он всегда выделял самолет, если нужно было срочно лететь
куда-нибудь, например привезти вакцину. Он выделял технику для опыления города
от клещей. Или вот как частный случай: военные возили на реставрацию в
Санкт-Петербург рояль из Музея декабристов. И главное: в Иркутске Безбоков,
после того как вышел на пенсию, руководил ДОСААФом, который при нем расцвел. До
того наш аэроклуб влачил жалкое существование. А при таком руководителе
увеличился парк самолетов, было подготовлено много летчиков-спортсменов. А это
во время войны мобилизационные единицы. Готовить летчиков очень сложно и долго.

Когда в июле 2001 года иркутскому ДОСААФу постановлением губернатора
присвоили имя генерал-полковника Владимира Безбокова, на фасад поместили
мемориальную доску. Ветераны параллельно подумали о том, чтобы подать бумаги на
присвоение Безбокову звания почетного иркутянина. Бумаги в мэрию подали. Никто и
не думал, что процесс может затормозиться, ведь человек заслуженный, к тому же
никаких материальных затрат город в связи с еще одним почетным гражданином не
понесет. Но процесс затормозился. И теперь, когда спустя двенадцать лет решено
было все же добиться почетного гражданства, оказалось, что этому есть и
противники.

— Дума все время задает этот нелепый вопрос: «А что он сделал для города?» И,
очевидно, есть еще влияние у людей, с которыми Безбоков был не в самых лучших
отношениях, — он ведь, за правду борясь, реверансов никогда не делал, — считает
Юрий Иванович. Городская дума поставила ветеранам условие: согласно новым
правилам, для присвоения почетного гражданства нужно набрать пять тысяч подписей
в поддержку гражданской инициативы. Это нужно только для того, чтобы дума
взялась за рас-смотрение этого вопроса. Сейчас подписные листы гуляют по
Иркутску. Бывшие летчики и сочувствующие рассчитывают, что к маю они наберут
нужное количество подписей.

Загрузка...